Невыученный урок «Изгоя-один»

09 октября 2018 / 19:56

В «Изгое-один» Гарета Эдвардса (2016), первом фильме открывающим кино-антологию «Звездных войн», Империя, находящаяся в стадии своего становления, с легкостью уничтожает с помощью только что построенной и введенной в эксплуатацию Звезды смерти собственный хорошо защищенный военный объект вместе со всем персоналом

Делается это только для того, чтобы не допустить утечки единственного, правда ценнейшего, файла с данными об уязвимости этой боевой станции, хотя, как намекает история, данный поступок обусловлен внутренними интригами и борьбой за власть и расположение императора со стороны гранд-моффа Таркина против директора Кренника.

Уничтожение архива и базы на Скарифе является центральным элементом всего эпизода, из которого необходимо сделать существенный вывод: на самом деле, в галактике сражаются не два разных типа власти – демократии и диктатуры, а две ветви одного и того же революционного типа власти. Империя и повстанцы в одинаковой степени революционны.

В какой-то мере Империя даже более радикальна, она не только системна, но и несравнимо более и цельна в своей революционности. В то же само время подлинно революционные элементы в рядах повстанцев находятся в негласной оппозиции к главному командованию, которое стремится к реставрации старой олигархической Республики. Это в полной мере проявляется в «Пробуждении Силы» Джей Джей Абрамса (2015) и «Последних джедаях» Райана Джонсона (2017), описывающих маргинальное положение повстанцев в Новой республике, а затем и вовсе военную и политическую катастрофу при Первом ордене. Вспомним скептический взгляд, который принцесса Лея бросила на президента Мон Мотму на военном совете перед атакой на вторую Звезду смерти в VI эпизоде классической трилогии (1983).

Империя и повстанцы с одинаковой яростью, страстью и непримиримостью готовы жертвовать миллионами и миллионами жизней, не считаться с потерями - наиболее открыто это делали император Палпатин, гранд-мофф Таркин и лорд Вейдер - для достижения политических целей по преобразованию галактики. Обе силы несут революцию в галактику, в буквальном смысле демонтируя и освобождая ее от больших социально-политических систем, каким и предстают Старая республика и Империя. В не вошедшей в «Возвращение джедая» Ричарда Маркуэнда (1983) сцене битвы при Эндоре император Палпатин, чтобы обратить Люка Скайокера на темную сторону Силы, отдает приказ командующему Звезды смерти уничтожить планету, на которой вместе с друзьями и сестрой Люка находятся отборные войска Империи, устроившие повстанцам ловушку. Командующий мешкает, пытается возразить и указать на это обстоятельство императору, что и предопределяет последующую катастрофу для Империи.

То, что одна сторона несет «свет», а другая «тьму» является в данном случае всего лишь эстетическим недоразумением, правда приводящим к серьезным идеологическим последствиям в понимании онтологии освобождения. Эстетика выступает здесь в качестве мощного фрейма, деформирующего суть явления. «Изгой-один», хоть и не может преодолеть этот фрейм, но одними лишь намеками на этические дилеммы революционной борьбы, показывает подлинный масштаб и инвариантность революционной власти.

 


тэги
кинополитики; 

читайте также
Чем пахнет капитализм
Очарованный
Космос как кино
Авария
Уроки Блаватской для Netflix