Публицист Антон Котенев — о том, почему отставка Дмитрия Ливанова станет благом для российского образования
В нашей стране почему-то считается хорошим тоном противопоставлять «популизм» и «эффективный менеджмент».
Люди ненавидят правительство, потому что оно «режет социалку». Но каждому разумному человеку понятно, что делать это совершенно необходимо, потому что путь реформ должен быть трудным. Ведь нельзя же быть популистом, нельзя же идти на поводу, нельзя потакать — иногда, чтобы вылечить человека, ему нужно сделать больно.
Порой кажется, что для наших прогрессивных управленцев и прочих «молодых реформаторов» сделать больно стало главным смыслом работы. В лекарстве для них главное, чтобы оно было горьким, в реформах — чтобы они были болезненными.
Дмитрий Ливанов — типичный пример «непопулярного министра», которого при этом сложно назвать плохим менеджером или некомпетентным специалистом.
Тот же ЕГЭ, введенный задолго до Ливанова, именно в последние годы перестал быть источником скандалов. Да, нарушения случаются, но больше нет рекордного количества стобалльников из регионов, нет массового списывания, нет поставленной на поток коррупции. Реформа РАН, сегодня это можно признать, так и не привела к коллапсу отечественной науки. Да и укрупнение школ при здравом размышлении — неизбежный шаг.
Однако Ливанову не хватало очень важного качества — чувства такта и уважения к той отрасли, которая ему вверена. Можно сколько угодно говорить о грамотных управленческих решениях, о насущной необходимости тех или иных шагов, но когда тебя ненавидят и учителя, и вузовское сообщество, и академия — это о чем-то да говорит.
Нельзя работать с людьми, которые тебя ненавидят. Потому что ты неизбежно начинаешь ненавидеть в ответ. Ты произносишь фразы вроде хрестоматийной «Вы учитель низкой категории, лучше работайте, больше будете получать». Ты впадаешь в реформаторский раж. Ты начинаешь буквально «мочить» тех, за кого в ответе. В итоге ты как раз превращаешься в такого доктора, для которого в лекарстве главное — горечь.
Раздражение Ливанова можно понять. Все эти учителя, завучи, кружководы, шамкающие старички из вузов и академических институтов — какой у них вообще KPI? Какой у них индекс Хирша? На работе надо работать, а не чаи гонять. Оказывать образовательные услуги, овладевать компетенциями и производить, производить, производить новое знание.
Но и учителей, преподавателей, ученых тоже можно понять. Они не для того всю жизнь вкалывали на голом энтузиазме, учили и воспитывали детей, чтобы их унижали, пинали под зад ногой и костерили богадельней.
А все дело в том, что Ливанов был не на своем месте. Эффективные менеджеры — нужны и могут принести реальную пользу стране, но, возможно, не в социальной сфере, где быстро превращаются в монстров.
Вот торгово-экономические отношения с Украиной для Ливанова — самое оно. Здесь не нужны церемонии. Здесь нужна жесткость и хозяйственность.