У истории есть важная особенность: мы её не видим. Обращаясь в прошлое, мы все равно смотрим не на историю, а на себя
"Это была наша общая война и общая победа", - сказал Александр Лукашенко, участвуя с Владимиром Путиным в торжествах в честь 70-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. И добавил: "Мы как были тогда вместе, так и всегда будем вместе".
"Пусть славные традиции братства, взаимовыручки, сплочённости будут и далее служить надёжной основой для развития российско-белорусских связей, союзнических и союзных отношений", - сказал президент Владимир Путин.
Правильные и приличествующие моменту слова. Но все ли мы, нынешние, понимаем их так, как понимали их предыдущие поколения, прошедшие через жестокие испытания?
У истории есть важная особенность: мы её не видим. Обращаясь в прошлое, мы все равно смотрим не на историю, а на себя. На себя нынешних. Словно вглядываемся в ночной город через стекло автобуса: вроде бы и проплывают какие-то огоньки, тянутся какие-то тени, топорщатся деревья – но впереди всего этого в тёмном окне висит твоё собственное лицо.
Только с историей – ещё пуще. Мы не только смотрим на себя на её размытом темном фоне. Мы всё время стремимся поместить себя, нынешних, в неё.
Взять то самое своё отражение в стекле – и отправить туда, за окошко.
Это происходит непроизвольно. Дескать, ведь это же наша история! Значит, это история – нас!
Вот тут и ошибка. Это история не нас, а их. Тех, которые жили тогда, были тогда, действовали и чувствовали тогда. И они были – не мы…
И вот сегодня наши лидеры говорят нам абсолютно верные и искренние слова про наш союз, про наше единство.
Про то, что при необходимости мы снова, словами Александра Лукашенко, станем спиною к спине, чтобы вместе отбиваться от врагов.
И нам уже кажется, будто это мы и тогда, 70 лет назад, вот так же, спина к спине и плечом к плечу стояли против гитлеровцев здесь, в Белоруссии. И гнали их, проклятых, воздавая им за нашу беду 1941 года тою же мерою.
А что не так? Разве не - вместе? Не спина к спине?
Вместе. Спина к спине. Но не мы, а те, другие, жившие в другую эпоху и в другом государстве.
Мы, нынешние, чувствуем себя с белорусами союзниками.
Те, кто воевал в 1941-1945, были другие и чувствовали по-другому. Мы не были тогда союзниками, как это ни покажется странным. Мы были куда большим - мы были единым целым. И освобождали тогда не отдельную страну - Белоруссию. Как, впрочем, и белорусы не защищали в войну отдельно взятую Россию. И старший лейтенант Александр Горобец, сбивший в одном бою 9 самолётов противника и погибший там же, - отнюдь не был союзным белорусским лётчиком.
Была одна общая Родина - Советский Союз. На всех.
И Белоруссию освобождали русские и белорусы как часть родины – своей родины. Своё освобождали, родное. Гибли за родное. Быть в той битве и в той гибели белорусом или русским – это был факт личной биографии. Но выше этого была общая родина. За освобождение которой и перечёркивали личные свои биографии одинаковой для всех похоронкой…
Помещённое в прошлое настоящее всё равно там не устоит. Отражение не зацепится ветви деревьев. Это особенно ясно видно на примере нынешней Украины, где в прошлое попытались засунуть гнетущую злобу современной её истории.
Но прошлое осталось прошлым. А история начала сегодня стрелять.
Через подобное, кстати, прошёл ранний, большевистский СССР. Тогда ведь тоже решили поселить в неправильное прошлое – прошлое правильное. Заменив ненужную историю актуальной тогда историей борьбы классов с Емелькой Пугачёвым в качестве великого героя.
И тогда точно так же прошлое лишь пожало плечами, увидев, как настоящее отделилось от него, посеяв на меже острые зубы полезной, как казалось, идеологии. Но потом сами идеологи с неистовой благодарностью кланялись судьбе, что не успели взойти как следует те зубы, не успели отрезать народ от себя же прежнего. Ибо когда пришла беда настоящая, лютая, - оказалось, что не Емелька Пугачёв, а победивший его Александр Суворов выходит из истории заступиться за народ свой…
Россия и Белоруссия, к счастью, помещают в своё прошлое – "общее, но разное" – не вражду, предательство, голодоморы и нацизм, а союз и братство.
Но еще лучше не искать собственное отражение в этом историческом зеркале, а вызвать это великое прошлое в сегодняшний день и заново пережить то, что было главным тогда, - то ощущение одного, единого, родного народа.
И почувствовать наконец Историю.