Лицо и маска

16 октября 2020 / 10:47

"У животных не бывает того, что называется лицом, оно есть только у человека и выражает характер". Цицерон

Все живые существа открыты, они показывают себя и общаются друг с другом, но только человек имеет лицо, только человек превращает свой внешний вид и свое общение с другими людьми в фундаментальный опыт, только человек делает свое лицо местом своей собственной истины.

Что лицо раскрывает и обнажает, это не то, что можно выразить словами, сформулированными в том или ином повествовательном предложении. Человек бессознательно ставит себя на кон, он выражает и раскрывает себя перед словом. И то, что выражает лицо, это не только состояние души человека, это, прежде всего, его открытость, его разоблачение и общение с другими людьми.

Вот почему лицо  это место политики. Если нет политики в отношении животных, то только потому, что животные, которые всегда находятся в открытости, не превращают свое действие в проблему, они просто живут в ней, не заботясь о ней. Поэтому их не интересуют зеркала и изображения как таковые. Вместо этого, человек хочет узнать себя и быть узнаваемым, он хочет присвоить свой собственный образ, он ищет в нем свою собственную истину. Таким образом, он преображает открытость в мир, в пространство непрекращающейся политической диалектики.

Если бы у людей была лишь только одна информация для общения друг с другом по поводу того или иного дела, то никогда не существовало бы политики как таковой, а был бы только обмен сообщениями. Но поскольку люди прежде всего общаются друг с другом открыто, и эта открытость предполагается для общения, то лицо  это само условие политики, то на чем основано все, о чем говорят люди и чем обмениваются. Лицо в этом смысле истинное место (citta  еще и город, полис,  прим. пер.) людей, политический элемент по преимуществу. Именно глядя друг другу в лицо, люди узнают друг друга и увлекаются друг другом, люди различают сходство и разнообразие лиц, дистанцию и близость.

Страна, которая решает отказаться от своего лица, накрыть масками повсюду лица своих граждан, является, таким образом, страной, которая стерла с себя все политические измерения. В этом пустом пространстве, постоянно подвергающемуся ничем не ограниченному контролю, теперь перемещаются изолированные друг от друга люди, которые потеряли непосредственный чувственный фундамент своего сообщества и могут обмениваться только сообщениями, направленными на безликое имя. К имени без лица.

Quodlibet, 8 октября 2020 года


тэги
Коронавирус; 

читайте также
Две новости (не среди прочих)
Добро пожаловать в низкоэнергетический капитализм, или Пролетарии всех стран надевайте, пожалуйста, масочки!
Как Ковид убил утопию
Ницше и ИИ: чатботы и психология иллюзий
Сначала постепенно, а потом сразу? Кризисный капитализм и его противоречия