Когда закончится Ленин и кто займет его место?
На Украине продолжается массовый снос и уничтожение памятников Владимиру Ленину, более известный под игривым названием ленинопад. Процесс этот начался еще в декабре 2013 года, но настоящий размах получил именно в этом году. В России ленинопад был воспринят скорее с некоторым недоумением, как акт варварства и это учитывая всю неоднозначность восприятия и исторической оценки личности самого Ленина в российском обществе.
Проблема ленинопада заключается не в том — плохо или хорошо рушить памятники (или их надо «цивилизованно» демонтировать), хороши или плохи увековеченные в них исторические личности, а какие и кому памятники будут установлены на месте поверженных? Когда памятники разрушают бесцельно — это вандализм и варварство в античном понимании, но когда их сносят осмысленно, в качестве сознательного политического действия, то самый главный вопрос заключается в том: какую идеологию несут и прославляют новые символы и идолы?
В СССР Украина занимала второе место по количеству установленных памятников Ленину, фактическому создателю Украины в современных границах.
Сегодня статистика неуклонно меняется в противоположную сторону. Но что будет, когда памятники Ленину на Украине закончатся, и этот ресурс ненависти будет выработан?
Кто появится на месте Ленина? Этот вопрос с неизбежностью встает пред всем украинским обществом. Но он же эхом отзывается и в России, пережившей нечто подобное в 90-е, но остановившейся у красной черты. Исходя из контингента разрушителей, их идеологии и вдохновителей, наконец, оставляемой и разделяемой ими символики, представить себе и понять дальнейшую траекторию развития ситуации на Украине не так уж и трудно.
Следует отметить, что большинство дискуссий вокруг ленинопада превращается (и упирается) в спор вокруг фигуры самого Ленина. Но делается ли это с целью легитимации или для осуждения, такой подход к политической и этической оценке ленинопада бесперспективен. И уж совсем бессмысленно приводить в качестве довода к оправданию ленинопада тот факт, что и большевики, в свою очередь, с не меньшей энергией сносили памятники дореволюционной России.
Большевики руководствовались проектным планом создания общества нового типа, оставаясь и сегодня в этом смысле врагами западного либерального капитализма. Оценивать советский проект можно по-разному, в России консенсус на этот счет до сих пор отсутствует, но он носил позитивный смысл, а созданное большевиками государство стало победителем величайшей чумы ХХ века — фашизма.
Оправдать или осудить ленинопад, не важно, где бы он не происходил, таким образом, можно только на основании того проектного плана, который существует у его заказчиков и исполнителей.
Так уж получилось, что линия цивилизационного разлома, разделяющего развитие и хаос, проходит в символическом измерении на такой «неудобной» во всех смыслах фигуре как Ленин. Противоречивой политически, идеологически и символически, но являющейся частью советско-российской цивилизации, против которой и направлен в конечном счете ленинопад.
Ленин сегодня — одиозный и драматический символ, идеализировать который было бы ошибочно. Но на его место неизбежно приходят возвращающиеся из небытия символы и идолы фашизма, что необходимо отчетливо осознавать.