Культурное наследие Москвы: социальный запрос гражданского общества

04 июня 2019 / 00:46

Москва - город приезжих. И не удивительно - столица. Кто-то приехал в Москву давным-давно, как купцы Москвины из Зарайска где-то в царствование Петра Великого

Кто-то после пожара 1812 года. В 1912 году был придуман термин "коренной москвич" - так называли тех, кто происходил из семей, живших в Москве до 1812 года. Потом это определение прочно забылось, чтобы вернуться в другом виде в 1960 годы как основание для постановки в льготную очередь на получение жилья. Тогда в категорию "коренной москвич" входил тот, кто был постоянно прописан в столице более 40 лет. Так что "коренными москвичами" москвичи не рождались, они ими становились только по достижении 40 лет жизни в городе. В первом десятилетии XXI века эта категория учета была упразднена, и словосочетание "коренной москвич" использовалось иногда еще лишь в отношении граждан, чьи семьи многими поколениями жили в Москве. В Москве тогда постоянно проживали не более 3% семей, предки которые жили тут до 1917 года, при этом около 30% семей перебрались в Москву до 1945 года, а более 65%, две трети, приехали уже после войны. И в наши дни Москва ежегодно прирастает на несколько десятков тысяч новых горожан, приезжающих на постоянное жительство из других краев, так что доля тех немногих москвичей из семей с дореволюционными корнями продолжает с каждым годом все уменьшаться в составе населения Москвы.

При этом, мне кажется, что в чем-то правы были жилищные начальники в советское время, когда ввели ценз оседлости в виде категории "коренные москвичи". Иной родится в Москве, но не хочет жить в столице, уедет в другие места, а другой приезжий так в ней приживется, что становится величайшим знатоком и любителем Москвы. Вспомним историков, москвоведов, знатоков и бытописателей Москвы двух предшествующих столетий: Владимира Гиляровского, родившегося под Вологдой и попавшего в Москву уже взрослым человеком, архитектора Петра Барановского, родившегося под Смоленском, художника Аполлинария Васнецова из-под Вятки, Ивана Кокорева из Зарайска, Петра Боборыкина из Нижнего Новгорода, Михаила Пыляева из Гдова, Ивана Кондратьева из-под Вильно, Дмитрия Никифорова из Тамбовской губернии и знаменитого историка Москвы Ивана Забелина, родившегося в Твери. Добавим к этому списку уже ушедших от нас москвоведов Дмитрия Афанасьева (Симферополь), Юрия Александрова (Саратов), Дмитрия Анучина (Санкт-Петербург), Юрия Буракова (Баку), Петра Миллера (Саратов), Петра Сытина (Одесса). Прибавим к ним многих ныне живущих любителей старой Москвы, приехавших в нее из других "градов и весей". Вспомним, уроженца Киева Михаила Булгакова, плеяду писателей, приехавших в Москву из Одессы и других краев в 20-е годы прошлого века, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, артистов, родившихся в разных уголках бывшей Российской Империи или СССР, горячо полюбивших Москву, ставших истинно в ней "коренными москвичами".

Да, не так уж несправедлив был отмененный "учетный жилищный разряд" - коренными москвичами не рождаются, ими становятся. Можно из поколения в поколение жить в Москве и не знать и не любить свой город, а можно приехать сюда учиться из далекого села и стать горячим патриотом Москвы, ее знатоком, частью ее души.

Пожалуй, пора закрыть раз и навсегда тему для пересудов, кто где родился и когда приехал в Москву, видя, как год от года у москвичей из семей с самой разной историей все возрастает интерес к нашему городу, к его памятникам и культуре. Сегодня я часто вижу небольшие группы людей, которые перемещаются от здания к зданию по центральным улицам во главе с одним из известных наставников-москвоведов (назвать такого адепта и знатока просто экскурсоводом у меня язык не поворачивается), жадно впитывающих московские "предания старины глубокой" и повести совсем недавних лет. Жаждущие приобщения к культуре и истории москвичи находятся в поиске идентичности и стремятся приобщиться, прикоснуться именно к "московским корням".

Тут мы видим, как в процессе познания и восприятия соединяются между собой в единое культурное пространство московские памятники архитектуры, истории и культуры, биографии и образы их бывших владельцев, а также связанные с людьми и камнями исторические события, как они вплетаются в общую многонациональную культуру и летопись Государства Российского: Москва же не просто город, она - одна из двух наших исторических столиц. При этом к высоким культурно-историческим материям часто добавляются и отблески особенного московского быта и стиля жизни, иногда утраченного в реальности, но сохраненного в памяти, преданиях и даже в легендах.

Надо отметить, что сама столичность Москвы предполагает сосуществование тут разных, но взаимопроникающих и сопряженных пластов изучения и восприятия московской культуры, московского стиля, особенностей образа жизни. Это значит, что москвоведение, как наука, а также популяризация ее достижений и связанная с ней просветительская деятельность в идеале образуют три уровня, каждый со своим подходом.

Во-первых, это классическое краеведение на местном или субрегиональном уровне квартала, района, исторической территории, усадьбы, парка или даже двора, то, что особенно ценно для живущего рядом москвича, то, что порождает ощущение духа малой родины, "гения места", любви к отеческим пенатам. Историческое краеведение сегодня привлекает многих энтузиастов и представлено весьма широко.

Во-вторых, это уровень столичного московского региона, имеющий особое значение для многих россиян, а не только для москвичей. На этом уровне рядом с уникальными памятниками материальной культуры находятся сотни имен художников, писателей, ученых, исторических деятелей, которые могут быть значимы и важны не только для жителя соседней улицы, но и для культурного человека, туриста, приехавшего из другого уголка Российской Федерации или части бывшего СССР.

В-третьих, это мировой, глобальный уровень, значимый для людей из разных уголков планеты. Это и охраняемы ЮНЕСКО уникальные древности Кремля, Коломенского, Новодевичьего монастыря, многие храмы и музейные собрания. Это и достопримечательности Москвы позапрошлого века, города Чехова, Толстого, Тургенева. Это Московский университет, Московская консерватория, Императорский Большой театр. Конечно же, это и Москва художников "Серебряного века", Москва Чехова и Бунина, Художественного театра, Скрябина и Рахманинова. Конечно же, это Москва ХХ столетия, Москва Пастернака, Булгакова, Солженицына, Мейерхольда, Таирова, русского авангарда, город передовой науки и мировой политики, великих ученых и государственных деятелей, уникальных музеев и мировых достижений.

Все три пласта - краеведческий, национальный и мировой переплетаются в Москве, неразрывно сосуществуют, не смешиваясь до конца, но вместе образуя единое культурно-историческое пространство.

В прошлые времена знания о московском культурном измерении, московской старине, московском историческом стиле жизни в той или иной степени были востребованы, но сегодня мы наблюдаем в Москве явные признаки высокого интереса к истории и культуре, захватившего весьма широкие слои общества. Музеи, театры, исторические парки и усадьбы, концертные залы и галереи наполнены москвичами, которые идут туда с семьями. Очевидно, что на культуру и просвещение есть ярко выраженный запрос, социальный заказ городского сообщества.

Полагаю, что достойный ответ на общественный запрос призваны дать не только российское государство в лице своих министерств, не только правительство Москвы, Московская городская Дума и местные органы власти в районах, но также общественные и некоммерческие организации, формальные и неформальные объединения граждан.

Именно структуры гражданского общества могут играть важнейшую роль в деле широкой культурно-просветительской работы в городе Москве с возможным выходом в перспективе в города и регионы России и в зарубежные культурные круги городов и регионов мира, особенно тех, которые имели в прошлом культурные связи с Москвой.

В этом деле просматривается и значительная роль Общественной палаты города Москвы, где замыкаются связи многих общественных и некоммерческих организаций, аккумулируются запросы гражданского общества, и осуществляется его взаимодействие с городской властью.

Материал подготовлен при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.


тэги
Москва; 

читайте также
Центр политического анализа и социальных исследований победил в конкурсе грантов мэра Москвы
В Москве соберутся волонтеры на фестиваль «Благо своими руками»
Пять минут с Кэтрин Зубович
В Москве задумались о том, как поддержать малый бизнес в период санкций
Реновация маршрутов городского транспорта в Москве. Что не так?