Бог умер. Океан метафизики вновь не имеет границ. Для всех верований и идеалов открыты новые горизонты возможностей. Ценности подверглись переоценке, переформатированию и перестройке, каждая новая ценность теперь сотворена по образу и подобию ее создателя – Индивида
Мы обрели "свободу" судить самостоятельно, говорить все, что нам вздумается, верить во что угодно – вот что мы, в той или иной степени, обрели. И что же мы имеем? Видимую свободу, неотчуждаемые "индивидуальные" права, а также – в Америке – "жизнь, свободу и стремление к счастью".
Позже распространилось ощущение "меня-это-не-волнует", со всем свойственным ему холодным и тупым равнодушием. Но "меня-это-не-волнует" на деле означает "меня-это-не-волнует-потому-что-меня-это-не-касается" – вот где доминанта непредосудимости сталкивается с моральным релятивизмом. Социолог Чарльз Смит, по результатам интервью с 230 молодыми американцами, обнаружил, что наиболее частой реакцией на простые вопросы о морали (например, об изнасилованиях, убийствах, воровстве) было замешательство. Молодые люди не могли высказать ничего существенного даже по самым простым этическим вопросам. Общая позиция состояла в том, что моральный выбор является вопросом индивидуального вкуса, а сама мораль является лишь небольшой частичкой Индивида, размер которой определяет он сам. Многие респонденты отвечали так: "Каждый определяет это самостоятельно. Кто я такой, чтобы высказываться? Кто я такой, чтобы судить?"
Там, где мировоззрение, эстетические предпочтения, моральные императивы оставлены на личное усмотрение, мы имеем дело с ментальностью хипстеров, среди которых ценится беспристрастный нигилизм. Само слово "мораль" воспринимается отрицательно и повсеместно относится к консервативным убеждениям. Однако культ индивидуализма переводит политику на другой уровень: мы все так или иначе становимся адептами его культа. Нам всем надели на глаза невидимые линзы, и теперь мы воспринимаем мир через деформированный и близорукий взгляд. Пытаться найти и убрать эти линзы также бессмысленно, как пытаться укусить собственные зубы, поскольку они встроены в нас.
Величайший миф нашего времени – это героический эпос Его Величества Суверенного Индивида "Подними-сам-себя-за-шкирку" (эта же самая метафора вдвойне убедительна, потому что является еще и базовым мифом, в котором заложено политическое выживание капитализма). Для поддержания доминирования этого культа не нужны явные последователи, поскольку он вплетен в саму ткань нашего существования.
Нам всем насадили культ индивидуализма в наших семьях, где нам говорили, что мы особенные, посредством "американской мечты" в школах, где от нас требовали определить направление своих интересов, через рекламу, которая предлагает нам самоопределение в потреблении, через капитализм, который учит нас тому, что успех – это победа в конкуренции с другими, а также посредством вездесущей модной и популярной психологии, которая призывает нас создавать собственную реальность.
Однако если бы каждый воспринимал себя центром вселенной, который может самостоятельно сотворить мир, ценности и значения, то цивилизация быстро скатилась бы в солипсизм, нарциссизм, мегаломанию и/или коллективное безумие. И хотя нас уже не удивляет, что все реже находится место для "мы", что же на самом деле такого плохого в объединенных "нас"? Вместо этого не существует ни "мы", ни "нас", есть только я, снова я и еще раз я. Наша нация не единое целое, а какофония атомов, каждый из которых движется в соответствии со своим собственным ритмом, часто врезаясь друг в друга. Аксиомы Декларации независимости утратили свою священную ауру, а то, что нас объединяет... этого больше нет.
Сочетание эгоизма и рациональности – надменность, проистекающая из нашего самоприсвоенного звания единственного "рационального животного" – и есть фатальная ошибка западной цивилизации, просто мы об этом еще не знаем... или уже знаем?
Открытия в области нейробиологии, показавшие, что люди, в первую очередь, являются существами социальными, а также экологический кризис, требующий коллективных действий вне зависимости от различий в подходах и опасностей, которые таит капитализм, вскрыли пределы философии "выживания сильнейшего" и развеяли заблуждения относительно того, кем мы себя представляли. Это похоже на пробуждение после долгого галлюцинаторного сна, когда человек чувствует себя дезориентированным, напуганным, но, наконец, освободившимся. Потому что то, с чем мы столкнулись, является ничем другим, но кризисом идентичности, который заставляет нас переосмыслить само понимание человека.
Сложно идти против движения тотальной и извращенной культуры, которая постоянно отстаивает концепцию "человек человеку волк". Страшно осознавать себя, понимая при этом, что все, что ты знаешь – ложь. Наблюдая за тем, как возникает осознание того, что миф – это миф. Вместе с тем, это лишь то, о чем буддисты говорят тысячелетиями: понятие "отдельного я" – это иллюзия, причем опасная, требующая к себе бдительного отношения, чтобы развеять это заблуждение и не растратить наш потенциал существ, способных к состраданию и обладающих совестью.
Наша концепция Индивида была рождена в контексте далекого XVIII века и ее время подходит к концу. В чем состоит новая парадигма человеческой природы, которая вытекает из мировых событий 2012 года и открывающаяся в грядущем 2013-м? Если мы продолжим терпеть проклятие необузданного индивидуализма, по всей видимости, это приведет нас к самоуничтожению.
Перевод Андрея Азарина.