Для экономических аналитиков очевидно, что относительно небольшой размер экономики Крыма не может ни улучшить, ни ухудшить общую экономическую ситуацию для России
Возвращение Крыма в состав России имеет не только политические, но и экономические последствия. Для экономических аналитиков очевидно, что относительно небольшой по сравнению с Россией размер экономики Крыма не может ни улучшить, ни ухудшить общую экономическую ситуацию для России. Однако принципиально важно провести хотя бы предварительный анализ перспектив экономики Крыма и найти стимулы для её успешного развития.
В ходе недавнего Московского экономического форума (26−27 марта 2014 г.) директор Института экономики РАН член-корреспондент РАН
Ещё украинские власти безуспешно пытались решить, в каком же направлении развивать Крым? Но одно они понимали хорошо: развитие Крыма как лишь только туристического региона заведёт его в тупик. Президент Путин поручил Минэкономразвития, Минфину и Минрегиону подготовить и представить предложения о создании в Крыму особой экономической зоны до 15 апреля 2014 года, а все федеральные министерства и ведомства РФ должны представит конкретный план действий по поддержке Крыма по своему профилю до конца 2014 года. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что Крым может стать частью территории опережающего развития по аналогии с российским Дальним Востоком. Но пока это просто планы, не имеющие даже предварительных результатов.
В настоящее время у экономического блока правительства нет никаких реализованных проектов технопарков. Развитие технопарка в Крыму пока невозможно, так как пока нечего туда передавать, у нас нет для этого избытка современных промышленных и научных технологий, которые теперь, похоже, и на Западе приобрести будет крайне сложно.
Самое главное для правительства — это понять, что первыми в Крым должны придти государственный структуры и бизнес, тесно связанный с российским государством.
Частный и тем более иностранный бизнес и инвесторы в ближайшие годы не будут играть значительной роли в экономике Крыма. Поэтому не надо тратить время и силы на их зазывание в Крым и создание для них различных льгот и преференций.
Есть несколько очевидных факторов, благодаря которым Крым мог бы стать экономически развитым регионом-донором. Во-первых, полуостров под крылом России обретает политическую стабильность, а за счет подключения к экономике России — и стабильность экономическую. Это во-вторых.
В-третьих, в Крыму предельно низкий уровень преступности. Этот фактор необходимо сохранить — а потому ни в коем случае нельзя допускать создания в Крыму никаких игорных зон, чреватых скорейшей криминализацией полуострова, что отпугнёт туристов и отдыхающих.
Полагаю, что наилучшим способом поскорее найти место для Крыма в экономической системе России — это использование и развитие сети недорогих крымских здравниц. Именно в эту сферу должны быть направлены средства из госбюджета.
Возникает вопрос восстановления прав собственности российских предприятий на многие из этих санаториев и домов отдыха. Как известно, в СССР многие предприятия и организации из РСФСР построили свои ведомственные санатории, дома отдыха и туристические базы в Крыму, которые им затем и принадлежали. После распада СССР власти независимой Украины самовольно лишили их этой собственности без какой-либо компенсации бывшим владельцам. Юридически говоря, тогда произошёл самозахват Украиной зданий и земельных участков. Теперь имеется возможность вернуть собственность старым владельцам.
Однако возникают следующие проблемы. Российские бывшие собственники, «юрики», уже либо сменили форму собственности, став акционерными обществами
Полагаю, что столь запутанный вопрос об отнятой собственности, так или иначе, но со временем возникнет. Поэтому я бы рекомендовал пока не осуществлять никакой регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости в Крыму, запретить сделки по их купле-продаже, а филиалу Регистрационной палаты РФ в Крыму пока воздержаться от выдачи свидетельств о собственности на многие объекты недвижимости.
Кстати, я полагаю, что можно будет перевести в Крым ряд крупнейших налогоплательщиков, как например, это произошло с ОАО «Газпром», что позволит сразу же наполнить бюджет Крыма реальными доходами.
Речь может идти как о юридических, так и физических лицах. Очевидно, что сделать финансовые показатели Крыма впечатляющими и положительными вполне возможно и достаточно легко. Правда, надо учитывать и непростую экономическую ситуацию в России.
Однако есть и очевидные препятствия для превращения Крыма в активно развивающийся регион. Во-первых, элементом внутриполитической и хозяйственной нестабильности могут оказаться крымские татары, от лица которых порой звучат сепаратистские заявления. Не секрет, что агрессивные методы, которыми крымские татары приобретали собственность и землю в регионе под покровительством Киева, создали в отдельных крымских территориях множество хозяйственных споров.
Во-вторых, не стоит забывать и о том, что существенную часть населения Крыма составляют пенсионеры — и трудовые, и военные. Из почти двух миллионов жителей полуострова их насчитывается 677 тысяч. Чтобы Крым окончательно не превратился в общенациональный дом престарелых, необходимо привлекать сюда молодежь из большой России и делать все, чтобы местная молодежь оставалась в регионе. Впрочем, теперь этого достичь буде существенно легче.