1 августа 2015 года в российских Вооруженных силах стало на один род войск меньше, а один из видов Вооруженных сил изменил свое название, структуру и сущность
Указом президента Владимира Путина создан новый вид Вооруженных сил — Воздушно-космические силы, где объединены Военно-воздушные силы и Войска воздушно-космической обороны. Другими словами, российское небо и космос теперь будут под единым командованием или, если образно, под одним зонтом, который называется — ВКС. А Вооруженные силы нашей страны станут состоять из трех видов — как и раньше, Сухопутные войска и Военно-Морской флот, а вместо Военно-воздушных сил теперь другая структура — Воздушно-космические силы. Но родов войск теперь не три, а только два — Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска.
Указ президента объявил на селекторном совещании 3 августа в Национальном центре управления обороной страны министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Он объяснил необходимость нового вида ВС тем, что «это позволяет, в первую очередь, сосредоточить в одних руках всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в воздушно-космической сфере, во-вторых, за счет более тесной интеграции повысить эффективность их применения, в-третьих, обеспечить поступательное развитие системы воздушно-космической обороны страны». Главнокомандующим ВКС указом Владимира Путина № 394 назначен Герой России генерал-полковник Виктор Бондарев, занимавший до этого пост главкома ВВС, начальником штаба ВКС — первый заместитель главнокомандующего, генерал-лейтенант Павел Кураченко, который до того руководил командованием ПРО-ПВО в ВВС. И еще одним заместителем главкома ВКС — командующим Космическими войсками стал генерал-лейтенант Александр Головко, который и командовал этими войсками до 1 августа.
Воздушно-космические силы, в свою очередь, будут состоять из трех родов: Военно-воздушных сил, Противовоздушной-Противоракетной обороны и Космических войск. ВВС, как и раньше, — из дальней или стратегической авиации, истребительной, фронтовой, военно-транспортной и армейской, которая делится на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, военно-транспортную и специальную. Система ПВО-ПРО включает в себя зенитные ракетные, радиотехнические и специальные войска, а также систему Противоракетной обороны Москвы и центрального промышленного района А-135 со стрельбовой РЛС «Дон-2Н», Систему раннего предупреждения о ракетном нападении, состоящую их космического эшелона (спутники-разведки и предупреждения о ракетном нападении) и наземного эшелона. Это станции СПРН с РЛС высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» в Лехтуси, под Санкт-Петербургом, под Калининградом, под Армавиром, в Усть-Сибирском, под Иркутском, а также станции «Дарьял» под Печорой, «Днестр» под Оленегорском, «Волга» под Барановичами (Белоруссия), «Днепр» на Балхаше (Казахстан). Модернизируется аналогичная станция под Севастополем, строятся новые под Орском, Барнаулом, Воркутой и Енисейском. За Космическими войсками остаются задачи Контроля космического пространства, вывод на околоземную орбиту, испытание, управление и обеспечение космических аппаратов военного и гражданского назначения, а также слаженная работа космодромов Байконур. Плесецк и Восточный.
Задачи для каждого рода войск, их структура, не исключено, еще будут уточняться и видоизменяться. Но главное, что общее руководство воздушно-космической обороной по-прежнему останется за Генеральным штабом и Национальным центром управления обороной государства, а непосредственное — за главным командованием ВКС. Авиация и войска ПВО, подчинявшиеся командованию военных округов или оперативно-стратегических направлений (их у нас пять — Западный, Северный, Южный, Центральный и Восточный), останутся в непосредственном управлении нынешних командований. Но, безусловно, в тесной связи с новым видом Вооруженных сил и под его оперативным контролем. Интеграция и комплексирование боевых возможностей — это сегодня крайняя необходимость для военных структур и, как говорят, ноу-хау для победы в бою.
Остается вопрос — почему официальное создание ВКС произошло только сейчас, ведь о необходимости такого шага в военных и политических верхах говорили уже не первый год. Ответ может быть многоплановым. Во-первых, объединение таких важнейших структур, непосредственно влияющих на безопасность страны, как ВВС, ВКО и ПРО-ПВО, не происходит одномоментно. Их интеграция вырабатывалась на многих совещаниях, которые проходили в руководстве страны и Вооруженных сил, проигрывалась на бесчисленном числе научно-исследовательских и опытных учений и маневров, согласовывалась в главных штабах и центральных управлениях. Под все это продумывались структуры, изучался зарубежный опыт, проводилось много другой работы. Указ президента это только фиксация определенного момента в создании ВКС. Дальше работа продолжится. Будет проходить шлифовка и согласование структур, появятся новые, что-то претерпит изменения, что-то отпадет, что-то потребуется усилить. Жизнь есть жизнь, а практика — критерий истины. Умозаключение не блещет оригинальностью, но справедливо по сути — работа по совершенствованию ВКС продолжится.
Только один факт в подтверждение этих слов. На селекторном совещании в министерстве обороны, где был оглашен указ президента о создании ВКС, говорилось о том, что армии необходимо реконструировать более ста аэродромов, которые используют военные. В ВКС сейчас 125 аэродромов, — сказал Сергей Шойгу, — 80 процентов из них требуют капитального ремонта и реконструкции. И до 2020 года предусмотрена модернизация 108 аэродромов. А это — безопасность полетов. Только из-за того, что искусственное покрытие многих взлетно-посадочных полос пришло в неудовлетворительное состояние, досрочно выведены из эксплуатации 27 авиационных двигателей. А каждый двигатель, добавим от себя, стоит несколько миллионов рублей. Не говоря уже о стоимости самолета или вертолета, который может пострадать из-за неисправности собственного мотора. О цене человеческих жизней говорить не будем. И это не единственная проблема, которая стоит сегодня перед новым видом Вооруженных сил.
Во-вторых, острота и необходимость создания ВКС продиктована сложностью международной обстановки, той агрессивной политикой, которую проводят сегодня США и НАТО, теми опасностями и угрозами, которые нагнетаются на российских границах. И это не только непомерно выросшее количество учений войск Североатлантического альянса непосредственно на наших рубежах. Не только стремление Вашингтона и Брюсселя втянуть в свою орбиту некоторых остающихся пока нейтральными наших соседей. Но и размещение американской системы ПРО в Румынии и Польше, попытки Пентагона «обнулить» возможности российских стратегических сил сдерживания, дислоцированных в европейской части России, регулярные заходы в Черное море кораблей Соединенных Шатов с системой ПРО Aegis на борту, с противоракетами SM-3 и крылатыми ракетами большой дальности «Томагавк»…
Если помнить, что США держат в Европе на шести базах в пяти странах — Италии, Бельгии, Нидерландах, Германии и в Турции 200 авиационных атомных бомб В61, модернизируют их, а самолеты, способные нести эти бомбы к цели, дежурят в Литве и Эстонии, и все последние войны — в Югославии, Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии начинались с воздушных ударов, кроме того, Вашингтон пытается вывести свое оружие в космос, разрабатывает концепцию быстрого глобального удара и забрасывает на околоземную орбиту ударные спутники, которые нетрудно оснастить ядерными ракетами, то становится понятно — создание ВКС очень своевременное решение. Проведенное, кстати, без особых экономических и финансовых затрат путем объединения и интеграции уже существующих военных структур, собранных в один боевой узел под единым командованием для решения общих стоящих перед ними задач безопасности.
Россия сосредотачивается. По многим направлениям. В том числе и в области военной реформы. И это хороший знак. Он свидетельствует о том, что мы можем не беспокоиться за мирное небо и мирный космос над нашими крышами. У государства и его армии есть сегодня все необходимое и достаточное, чтобы защитить мирный труд страны и ее союзников.