Кончита времен

13 мая 2014 / 14:06

Следующий конкурс «Евровидения» должен называться: «Война за австрийское наследство»

Начну с банальной истины: кто не успел — тот опоздал. Кто-то успел первым использовать заголовок «Кончита ля комедия» в тексте про победу на конкурсе «Евровидение-2014» австрийской певицы Кончиты Вурст, в миру известной как австрийский певец Томас Нойвирт. Я вот опоздал. Этот остроумный, но слишком уж напрашивающийся заголовок уже использован в десятке публикаций.

Поскольку мы живем во времена, когда степень новизны происходящего порою просто зашкаливает, нам ничего не остается делать, как использовать для осмысления этих времен либо исторические аналогии (например, Путин — Сталин, Крым — аншлюс и т. п.), либо какие-то литературные ассоциации.

Рефлексия по поводу успеха Кончиты Вурст (к стыду своему, как человек, далекий от мира поп-музыки, я совершенно не в курсе, насколько этот успех может быть назван триумфальным?) зарядила в основном на литературные поиски.

Как обычно, ко двору пришелся наш любимый национальный герой Остап Бендер с его морализирующими воспоминаниями о голодной юности: «Когда я был очень молод, очень беден и кормился тем, что показывал на нафигсонской ярмарке толстого грудастого монаха, выдавая его за женщину с бородой, — необъяснимый феномен природы, то и тогда я не опускался до таких моральных низин».

Эстеты зачем-то вспомнили недавно ушедшего Габриэля Гарсиа Маркеса: «Слухи о том, что Слониха — прожорливый орел-ягнятник, предшествовавшие ее появлению, не имели оснований. Она была не мясорубкой для перемалывания быков, не бородатой женщиной из греческого цирка, как говорили, а директрисой школы пения» («Сто лет одиночества»).

Мне, например, удалось раскопать прекрасное из мира живописи. Хусепе Рибера, «Портрет бородатой женщины». Рибера начал писать эту картину в 1629 году, а закончил в 1631. Цитата: «Заказчик портрета, аристократ эпохи барокко, был коллекционером с академическими и научными склонностями… кроме данной картины Риберы герцог владел несколькими портретами карликов и гигантов, и также картинами с другими феноменами природы, например, трехрогим быком». Затейником, видать, был барочный герцог — на «Евровидении» ему бы понравилось.

Поскольку Кончита Вурст вызвала ассоциации с Кончитой из «Юноны и Авось», то без Вознесенского-Рыбникова тоже не обошлось. Напрашивающееся: «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить непобритая выйдешь» — это только самое приличное, из того, что довелось встретить.

Без Гитлера, кстати, тоже не обошлось. По крайней мере, я не обошелся — ну как избежать главной тематической моды нашего времени? Моя шутка: «Австрийцы такой народ! Одному вот не дали стать художником, сам помните, чем дело кончилось. Поэтому пусть поют, если так им хочется» — была облайкана в фейсбуке самым приятственным для фейсбучного писаки образом.

Все переживания, в конечном итоге, описывались высказыванием из «Собачьего сердца»: «Истинно вам говорю, 4-го мая 1925 года Земля налетит на небесную ось». Разве что вместо 1925 года теперь можно было вставлять, например, 2025-й.

Со всей честностью следует признать, что Кончита Вурст устроила настоящий праздник на улице нового российского консерватизма.

Всякий консерватор-агитатор теперь избавлен от необходимости читать длинную книгу О. Шпенглера «Закат Европы» и размышлять над тем, как лучше передать ее сложные построения агитируемым ширнрамассам. Теперь можно просто показывать ролик с Бородатой Сколопендрой (ну для совсем слабонервных можно ограничиться фотографиями) и обозначать все наблюдаемое названием Шпенглеровского опуса.

Один мой друг уместно заметил, что в российском голосовании Кончита Австрийская заняла третье место. Так что, как он выразился, «разлагаемся вместе». У нас принято подсчитывать, на сколько лет Россия отстала от Запада? Замечу, что теперь можно подсчитывать отставание в местах «Евровидения».

Если говорить совсем серьезно, то история с Кончитой выявила действительно серьезные проблемы с чувством юмора у очень многих в нашей стране.

Стране, которая во все времена была вынуждена именно с помощью чувства юмора оберегать здравый смысл от нападок извне. России не досталось античного наследия, британского эмпиризма, французского рационализма, даже захудалой «немецкой классической философии» не досталось. В России здравый смысл всегда отстреливался от врагов «шутками юмора».

«Кончитаборцы» слишком серьезно отнеслись к Кончите, не поняв, что это очередной «фрик-проект», созданный в том числе и для того, чтобы над ним хохотали. Кончита — совершенно из той же серии, что и какая-нибудь Верка Сердючка, и каждый третий номер из вполне благопристойно-гомофобского «Камеди-клаба». А для обоснования тезиса о «кончите времен» следует искать гораздо более серьезные аргументы и факты.

«Кончитозащитники» еще более серьезно увидели в издевательствах над Кончитой признаки русского мракобесия, культурной отсталости и прочие «мерзости русской жизни», не задумавшись над тем, что иначе, как громко ржать над такими певицами и их успехами на конкурсах ни один нормальный человек не может.

Что касается самой Кончиты Вурст, то я бы посоветовал ей или ему поскорее написать для российского читателя книгу с напрашивающимся названием: «Как за один день превратиться в анекдот с бородой».

PS: Ну и конечно же следующий конкурс «Евровидения» должен называться: «Война за австрийское наследство».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Евровидение; 
искусство; 
культура; 

читайте также
Голой задницей – к победе
Нестыдный год
Спокойной ночи, малыши
Бои за "Евровидение"
О номинации на "Евровидение"