Коммуновирус

29 марта 2020 / 19:37

Вирус коммунизирует нас, потому что мы должны все вместе встретить его лицом к лицу, даже если мы будем изолированы друг от друга. Это шанс по-настоящему ощутить нашу принадлежность к сообществу, утверждает Жан-Люк Нанси.

Мой индийский друг сказал мне, что у него дома говорят о "коммуновирусе". Как мы могли не подумать об этом? Это же так очевидно! И какая восхитительная и полная амбивалентность: вирус, идущий из коммунизма - вирус, который нас коммунизирует. Это гораздо более плодотворно, чем насмешливая "корона", которая вызывает старую монархическую или имперскую память. А "коммуно" хорош для того, чтобы свергнуть "корону", если не обезглавить ее.

В каком-то смысле это так и есть, поскольку вирус пришел из самой большой страны в мире, чей режим официально является коммунистическим. И не только официально: как сказал президент Си Цзиньпин, управление вирусной эпидемией демонстрирует превосходство "социалистической системы с китайской спецификой". Хотя коммунизм в основном состоит в упразднении частной собственности, китайский коммунизм уже много лет состоит в тщательном сочетании коллективной (или государственной) собственности и личной собственности (кроме собственности на землю). Это сочетание, как хорошо известно, привело к заметному росту экономического и технического потенциала Китая, а также его глобальной роли. Пока еще слишком рано судить о том, как обозначить общество, порожденное этой комбинацией: в каком смысле оно коммунистическое и в каком оно охвачено вирусом индивидуальной конкуренции вплоть до ультралиберальных эксцессов? На данный момент вирус Ковид-19 позволил продемонстрировать эффективность коллективного и государственного секторов системы. Эта эффективность даже стала настолько очевидной, что Китай пришел на помощь Италии, а затем и Франции.

Конечно, нельзя не отметить усиление авторитаризма, которым в настоящее время довольствуется китайское государство. На самом деле, все происходит так, как будто вирус пришел в нужное время, чтобы укрепить официальный коммунизм. Что раздражает, так это то, что таким образом содержание слова "коммунизм" продолжает размываться - даже несмотря на то, что оно уже было неопределенным.

Маркс очень точно писал, что частная собственность означала исчезновение коллективной собственности, и что и то, и другое со временем будет заменено тем, что он называл "индивидуальной собственностью". Под этим он имел в виду не имущество, находящееся в индивидуальной собственности (т.е. частную собственность), а возможность для индивидуумов стать надлежащим образом самими собой. Можно сказать: реализовать себя. У Маркса не было ни времени, ни средств, чтобы продвинуть эту линию мысли дальше. Но мы можем, по крайней мере, признать, что это уже открывает убедительный, пусть и очень неопределенный, взгляд на "коммунистическое" будущее. "Реализовывать себя" не означает приобретать материальные или символические блага: это означает становиться реальным, эффективным, уникальным образом существующим.

Теперь мы можем остановиться на втором значении "коммуновируса". На самом деле, вирус действительно коммунизирует нас. По сути, он (если кратко) ставит нас в равные условия, объединяя нас в необходимости выработать общую позицию. То, что это должно включать в себя изоляцию каждого из нас, является просто парадоксальным способом ощутить опыт сообщества. Мы можем быть уникальными только вместе. То, что является самым интимным в нашем сообществе: общее ощущение нашей уникальности.

Сегодня нам всячески напоминают о нашей общности, взаимозависимости и солидарности. Свидетельства и инициативы в этом смысле идут со всех сторон. Если к этому добавить снижение загрязнения воздуха в результате сокращения движения транспорта и остановки промышленности, то некоторые уже с восторгом ожидают краха технокапитализма. Мы не должны насмехаться над этой наивной эйфорией, а должны спросить себя, насколько лучше мы можем понять природу нашего сообщества?

Мы призываем к солидарности и широкомасштабным действиям, но в общем медиаландшафте доминируют ожидания возвращения государства всеобщего благосостояния, возможностью отметить которые Эммануэль Макрон воспользовался. Вместо того, чтобы самим себя ограничивать себя, мы чувствуем себя извне ограниченными в первую очередь силой, даже если это делается ради нашего собственного благополучия. Мы ощущаем изоляцию как лишение, даже когда она является защитой.

В некотором смысле, это отличный сеанс наверстывания упущенного: мы на самом деле не одинокие животные. Нам на самом деле нужно встречаться, выпивать и ходить друг к другу в гости. Кроме того, внезапный рост числа телефонных звонков, переписки по электронной почте и других социальных потоков коммуникации свидетельствует о насущной необходимости, о страхе потерять контакт.

Означает ли это, что пришел час, чтобы задуматься об этом сообществе? Проблема в том, что вирус по-прежнему является его основным представителем; что между моделью надзора и моделью благосостояния только вирус остается общим достоянием.

Если это так, то мы не достигнем прогресса в понимании того, что может означать выход за рамки коллективной и частной собственности. То есть, выхода за рамки как собственности в целом, так и того, что она обозначает с точки зрения владения объекта субъектом. Характерная черта "индивидуального", если говорить словами Маркса, - означает быть несравненным, несоизмеримым и непередаваемым - даже по отношению к самому себе. Это не владение "вещами". Это - уникальная, исключительная возможность реализации, исключительная уникальность которой по определению выполняется только среди всех и со всеми – а также против всех или вопреки всем, но всегда в отношении и обмене (со-общении). Это "стоимость", которая не является ни одним из общих эквивалентов (денег), ни, следовательно, каким-либо присвоением "прибавочной стоимости", но стоимость, которая никоим образом не может быть измерена.

Способны ли мы мыслить в такой сложной - и даже головокружительной - манере? Хорошо, что "коммуновирус" заставляет нас задавать себе этот вопрос. Ибо только при этом условии стоит, в конце концов, работать над его устранением. Иначе мы вернемся в исходную точку. Мы будем спасены, но нам придется быть готовыми к другим эпидемиям.

24.03.2020 Liberation


тэги
Коронавирус; 

читайте также
Враг и либидинальная экономика апокалипсиса
Две новости (не среди прочих)
Добро пожаловать в низкоэнергетический капитализм, или Пролетарии всех стран надевайте, пожалуйста, масочки!
Как Ковид убил утопию
Ницше и ИИ: чатботы и психология иллюзий