Любым официальным цифрам верить не стоит, ведь управление страной и экономикой нарушено, национальная экономика находится в хаосе
Сегодня у нас нет объективных данных об экономической ситуации на Украине. Любым официальным цифрам верить не стоит, ведь управление страной и экономикой нарушено, национальная экономика находится в хаосе. Неизвестно, исполняется ли вообще украинский бюджет. Очевидно одно: в связи с проведением так называемой АТО, экономическое положение восточных регионов Украины вряд ли можно назвать благополучным.
Показательно, как западные СМИ избегают касаться темы состояния экономики Украины. Ведь уже в марте-апреле 2014 года, до начала активной фазы военных действий, состояние экономики Украины было удручающим. Западные СМИ тогда пестрили заголовками вроде «Экономика Украины приближается к коллапсу» (Forbes), «Почему экономика Украины в таком хаосе?» (The Economist), «Экономика Украины: насколько всё плохо и можно ли что-то ещё исправить?» (BBC). Но с тех пор политическая ситуация на Украине еще больше осложнилась, что оказало существенное влияние и на состояние её экономики — в сторону ухудшения. Поэтому, если экономический прогноз по Украине был сделан до июня 2014 года, то он в любом случае уже устарел.
Давно очевидно, что Украина не имеет значительных внешних рынков для экспорта своей продукции, если не считать Россию.
Но сегодня этот рынок стремительно сокращается, а заменить Россию и обнаружить новые направления экспорта Украина быстро не сможет. Для её экономики это — тяжелейший удар. Экономику придётся перестраивать под новые рынки, которые ещё надо найти и освоить.
Но самое главное — Украина несёт всё более возрастающие военные расходы, которые пока не поддаются даже приблизительной оценке. При анализе экономических перспектив Украины многие комментаторы, как правило, упускают такое столь важное обстоятельство.
Военные действия Украина ведёт отчаянно, одновременно стремясь вовлечь в военный конфликт как можно больше участников. Украина явно желает видеть в их числе не только Россию, но и как можно больше западных стран. Гибель малайзийского авиалайнера явно подыгрывает этим планам. И в этом виден тонкий расчёт.
Дело в том, что в обычном порядке Украина может рассчитывать на оказание финансовой помощи от международных финансовых институтов только после формальных процедур, которые занимают продолжительное время и сопровождаются выдвижением многих условий. Но расчёт Киева, как я вижу, состоит в том, что эскалация военного конфликта даст возможность правительству Украины обвинить Россию в дестабилизации обстановки на Украине.
Это затем позволит как ввести и оправдать в глазах населения Украины чрезвычайные меры в экономике, так и стать объектом экстренной финансовой помощи со стороны Запада и международных организаций.
Пока это — единственный способ для Украины удержать на плаву свою экономику.
Долгосрочных экономических планов Порошенко не строит, выступлений и заявлений на экономические темы он не делает. Да это и выглядело бы глупо до стабилизации обстановки на востоке страны. Пока экономический план украинских властей явно состоит в том, чтобы просто не дать своей экономике рухнуть, поддержав её путём нескольких нестандартных мер.
Для такого вывода есть основания.
17 июня 2014 года Конгресс США принял в двух чтениях проект закона о предотвращении российской агрессии, согласно которому Украина получит статус союзника США без членства в НАТО. Проект рекомендует президенту США Обаме увеличить взаимодействие вооруженных сил США с армией Украины в обеспечении безопасности. Статус союзника США — это партнерство высшего уровня, которое даёт право на получение также экономической помощи от США. Следует отметить, что Обама ввёл в практику многие вопросы решать в обход стандартных процедур согласования своих действий с Конгрессом. Для этого Обама, несмотря на возрастающие протесты, издаёт свои указы, которыми также он может оказать оперативную и, притом — значительную, финансовую помощь Украине в борьбе с ополченцами.
Скорее всего, Украина не будет возобновлять ранее сорванные переговоры с Газпромом о поставке российского газа. Вместо этого, Украина явно готовится получать газ путём реэкспорта (или, как принято сегодня говорить, путём реверса). Такая возможность была подтверждена заявлением Европейской комиссии в ответ на ранее сделанное заявление Алексея Миллера. Тот 27 июня 2014 года сказал о том, что Газпром не исключает возможности ограничения поставок газа европейским компаниям, которые будут заниматься реверсом на Украину. И 28 июня получил отповедь со стороны Европейской комиссии. Та заявила, что ничто не мешает компаниям ЕС свободно распоряжаться газом, купленным у Газпрома, поэтому «нет ничего „наполовину мошеннического“ в таких операциях, что включает в себя продажу газа потребителям как внутри Европейского Союза, так и третьим странам, таким, как Украина», — подчеркнули в Европейской комиссии.
То есть, проблема газа для Украины частично будет решена с помощью ЕС, что несколько поддержит украинскую экономику.
Другим ближайшим по сроку источником финансовых поступлений, скорее всего, могут стать доходы бюджета Украины от сдачи в аренду газотранспортной системы (ГТС) Украины американским и европейским компаниям. Для этого Верховная Рада (парламент Украины) 4 июля 2014 года приняла в первом чтении закон, который разрешает правительству создать оператора газотранспортной системы (ГТС) страны, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС.
Также в СМИ появилась информация, что шведская фирма Misen
Таким образом, Порошенко не остаётся ничего, кроме как выбивать срочную финансовую помощь, пока не возникнут условия для получения широкомасштабной западной помощи Украине как «жертве российской агрессии» для восстановления экономики и создания в её лице форпоста Запада и НАТО против России.