Когда социология ошибается

30 июля 2017 / 13:56

Согласно новому опросу Левада-центра, посвященному телевидению, 72% россиян смотрят Первый канал, среди опрошенных от 18 до 24 лет его выбирают аж 53%. Михаил Захаров напоминает о том, что респонденты зачастую дают не честные ответы, а те, которые выглядят социально одобряемыми

Звонок в дверь, вы открываете и видите на пороге социолога. Вернее, специалиста по социологическим опросам, или полстера. Он задаст вам множество вопросов. На часть из них вы точно знаете ответ, часть покажется смутно знакомой, некоторые вам даже не приходило в голову себе задавать.

Например, о том, какой телеканал вы предпочитаете смотреть — такой вопрос недавно задал Левада-центр. Ответ «никакой» тоже котируется, но не слишком высоко — респондентам давали карточку со списком каналов. Тут уже сложно не вспомнить, как однажды включали детям мультики, и было это вроде бы по каналу «Дисней». Или ОРТ. Вспомните, что на одном из каналов видели телеведущую Екатерину Андрееву. Или Дмитрия Киселева.

Хотя шанс увидеть второго, как следует из данных Левада-центра, у нашего абстрактного респондента существенно ниже. По данным социологов, Первый канал на голову оторвался от «России 1». На вопрос о просмотре новостных передач по телевизору граждане ответили следующее: 72% смотрят Первый канал, 46% — «Россию 1», 40% — НТВ. И так далее — вплоть до Russia Today, чьи новостные выпуски наблюдает 1% голосов (то есть никто). Признались в том, что вообще не смотрят телевизор, 10%.

Удивительно, что даже в младшей возрастной группе — люди от 18 до 24 лет — утверждали, что смотрят регулярно телевизор. 53% из этих молодых людей «более-менее регулярно» смотрели новости на Первом канале. СМИ охотно интерпретируют эту информацию, разумеется, в том духе, что «Первый канал — главный источник новостей у молодежи», хотя опрос касался не всех источников информации, а только телевидения.

Топ-10 наиболее популярных программ отечественного телевидения в РФ в городах с населением более 100 тыс. чел. с 17 по 23 июля 2017 года. Данные mediascope.

Казалось бы, мощь телевидения подтверждена. Но в этом возникают серьезные сомнения.

Телеизмерители — такие скучные люди, которые зарабатывают деньги на реальных, а не декларируемых рейтингах, — говорят, например, что никакого сильного отрыва в 25 с лишним процентов новостей Первого канала от новостей «России 1» нет.

Да, собственно, и цифр таких не бывает у телевидения — не существует рейтинга в 72% среди всей аудитории или 53% среди молодежи. Молодежь по большому счету вообще не смотрит телевизор, его основная аудитория — женщины старшего и среднего возраста.

Согласно этому же опросу, 8% населения России смотрят новости по каналу «Москва 24». Но это невозможно. 8% от взрослого населения страны — это 9–10 млн человек. То есть больше официального населения всей Москвы.

И вряд ли 100% москвичей смотрят новости именно этого телеканала.

Это возвращает нас к началу текста — социолог позвонил в дверь, и вы открыли. Вам, скорее всего, неудобно, но к вам пришел представитель социологической службы, он задает умные и важные вопросы. И вы стремитесь соответствовать его, как представляется, запросу. Выглядеть умнее и казаться значительнее, чем есть на самом деле. В конце концов, хочется же произвести на человека хорошее впечатление.

Все это называется «социально одобряемыми ответами». Если задать вопрос «Как вы относитесь к власти», то респондент будет чаще говорить о хорошем отношении. Мало ли что — он этого опрашивающего в первый раз в жизни видит.

Вот и на вопрос о просмотре новостей он говорит: «Конечно, смотрю. Что именно смотрю? — Тут он получает карточку с готовыми ответами. — Ну вот же — Первый канал у вас сначала идет. Вот его и смотрю».

Люди не смотрят телевизор так часто, особенно молодежь, — чтобы убедиться, просто спросите знакомых молодых людей 18–24 лет, кто такая Екатерина Андреева. Уверяю, они быстрее вспомнят, кто такая Ольга Бузова и Иван Гай.

Пусть мы все еще живем в телеповестке, в воображаемом споре телевизора с интернетом постепенно побеждает интернет. Разумеется, новое поколение будет все больше воспринимать новые каналы коммуникации — более удобные, более быстрые, более современные, а потому более модные. Это мало что дает в плане качества контента или его идеологической направленности (и в интернете, и в телевизоре можно показывать все что угодно), но это будет новая коммуникационная реальность.

Когда без малого 20 лет назад в России появились интернет-СМИ, их считали блажью — в бесплатном и малонаселенном интернете денег ведь не заработаешь и людей не соберешь. Те скептики в основном на заслуженной пенсии, а вот интернет-СМИ — практически в каждом телефоне. В этом смысле результаты опроса Левада-центра фиксируют картину прошлого. Между тем как будущее уже наступило.

Источник


тэги
СМИ; 
телевидение; 
социология; 

читайте также
Твиттер и сказка о голом короле
ЭИСИ опубликовал мой доклад о том, как Запад убивает свободу СМИ
"Когда политик превращается в медиа…"
Регуляция блогеров: защита правды, или очередное наступление на свободу слова?
Гламурный Колумбайн