Каспий: море, которое объединяет

30 сентября 2014 / 14:28

Прошедший в Астрахани саммит государств Каспийского моря однозначно можно считать успешным

Прошедший в Астрахани саммит государств Каспийского моря однозначно можно считать успешным. Решены далеко не все региональные проблемы, однако на астраханской встрече, по признанию всех участников, было зафиксировано серьезное продвижение вперед. Президенты сделали свое дело, теперь за работу вновь возьмутся эксперты, которые, если переговоры пойдут конструктивно, смогут согласовать Конвенцию о правовом статусе Каспия. Нельзя исключать, что Конвенция может быть подписана уже в ближайшей перспективе, а, значит, завершится работа, длившаяся около 20 лет.

Разворот на восток?

Был ли Каспийский саммит еще одной демонстрацией разворота России на Восток? На это вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, безусловно, прошедшую встречу глав государств Каспийского бассейна можно рассматривать как «разворот». Но при этом нельзя забывать о том, что в каспийском регионе Россия всегда имела свои интересы. И сотрудничество с прикаспийскими государствами Москва никогда не выпускала из поля зрения. Если раньше Каспий лежал между двумя государствами — Советским Союзом и Ираном, то после распада СССР здесь появилось сразу пять стран — Россия, Иран, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан. Встал вопрос о разграничении бассейна Каспийского моря.

Строго говоря, считать нынешний Каспийский саммит «ответом Чемберлену», то есть Западу, ополчившемуся на Россию из-за Украины, нельзя.

Такого масштаба формы готовятся заранее, ведутся активные двусторонние и многосторонние консультации и переговоры. Так что проведение данного мероприятия в Астрахани стало совпадением.

Но саммит стал ярким подтверждением многополярности мира. Ведь совершенно очевидно, что глобальное сотрудничество начинает существенно притормаживать, если в двусторонних отношениях между странами того или иного региона существуют неурегулированные вопросы и отсутствует взаимопонимание.

Как показала встреча в Астрахани, на Каспии со взаимопониманием дело обстоит весьма неплохо. Стороны могут и умеют договариваться, а это означает, что у них есть все возможности для того, чтобы сделать регион процветающим.

О чем договорились?

На нынешнем, IV саммите президенты пятерки прикаспийских государств пришли к согласию относительно принципов сотрудничества и зафиксировали их в совместном заявлении. В подписанном по итогам саммита документе отмечается, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства — то есть национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 «рыболовных». Остальное пространство считается общим. Кроме того, в документе зафиксирован принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». Иными словами, баз НАТО или каких-либо стран, кроме прикаспийских, там быть не должно. Данный документ, состоящий из 19 пунктов, призван стать основой для подготовки Конвенции о правовом статусе Каспия.

Подводя итоги саммита, президент России Владимир Путин указал, что одним из главных результатов Каспийского саммита в Астрахани он считает «значительный прогресс в подготовке Конвенции о правовом статусе Каспия».

«Экспертам поручено активизировать консультации по нескольким остающимся аспектам — и есть все основания полагать, что в ближайшем будущем мы выйдем на подписание Конвенции в целом. Таким образом — успешно завершим работу, которая идет уже 18 лет», — сказал он. При этом российский лидер добавил, урегулированы не все вопросы, «но их число стало гораздо меньше».

Оазис мира и добрососедства

Принимавшие участие в саммите главы прикаспийских государств выразили удовлетворение итогами встречи. Так, президент Ирана Хасан Роухани заявил о том, что сделанные в Астрахани шаги показывают политическую волю государств каспийского региона к развитию сотрудничества и взаимодействия. Он выразил надежду, что на следующем саммите будет отмечен еще больший прогресс.

О том, что такой прогресс возможен, говорят и слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

Он предложил созывать Каспийский саммит каждые два года. До этого лидеры государств региона встречались раз в 4−5 лет.

Кстати, следующий саммит по предложению казахстанского лидера, должен пройти в 2016 году в его стране.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, как и его иранский коллега, говорил о политической воле, при наличии которой государства смогли прийти к подписанию совместного заявления. Кроме того, азербайджанский лидер заявил, что залогом безопасности на Каспии является партнерство прикаспийских государств как в двустороннем, так и в многостороннем формате. При этом каждая из этих стран, обеспечивая собственную безопасность, обеспечивает в то же самое время и безопасность своего соседа по Каспийскому региону.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов среди основных направлений сотрудничества видит «активизацию торгово-экономических связей с учетом огромных природных энергетических транспортных ресурсов прибрежных государств». Он отметил, что прикаспийские страны имеют все возможности для наращивания экономического взаимодействия. Он предложил рассмотреть вопрос о подготовке проекта соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также о создании постоянно действующего каспийского экономического форума с проведением его заседаний попеременно в прибрежных городах каспийских государств.

Эксперты продолжат работу

Более чем позитивные итоги саммита, тем не менее, не говорят о том, что работа завершена.

Экспертам еще предстоит самое сложное — согласование конкретных позиций будущей Конвенции.

Предстоит окончательно договориться о разделе более чем серьезных природных ресурсов Каспия и последующей их эксплуатации.

Учитывая разницу в позициях, наличие у некоторых стран особого мнения и собственных интересов, переговорщикам предстоит пройти длинный и тернистый путь. Однако, как не раз отмечалось на саммите, в этом им должно помочь наличие политической воли, подкрепленной заявлениями руководителями прикаспийских стран.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Астрахань; 
саммит; 
Каспий; 
дипломатия; 
внешняя политика; 
Россия;