Как реагировать на «Армию России»?

23 июня 2014 / 15:59

Полемика вокруг нового символа российской армии представляет отдельный политический и общественный интерес и может многое прояснить о настроениях и восприятии обществом тех или иных явлений

Ни один из представленных в последнее время новых государственных или общенациональных символов не был встречен в общественном мнении однозначно. Не стал исключением и представленный 21 июня на полигоне Алабино новый знак «Армия России», разработанный по заказу Министерства обороны. Полемика вокруг нового символа российской армии представляет отдельный политический и общественный интерес и может многое прояснить о настроениях и восприятии обществом тех или иных явлений. И данный анализ гораздо важнее рассмотрения достоинств или недостатков непосредственно знака «Армия России».

Важно отметить, что новой линией критики и прочего недовольства стали прежде всего- недостаточная «советскость» знака, его легковесность и «американскость».

Стоп-кадр из видеоролика ТАСС-ТВ, с веб-сайта itar-tass.comСтоп-кадр из видеоролика ТАСС-ТВ, с веб-сайта itar-tass.com

При этом знак критикуется уже не за то, что красная звезда стала российской (за счет появления в ней триколора), а за то, что до известной степени смешения напоминает старый логотип американского торгового центра"Mall of America". Это кажется наиболее невыносимым для общества.

Фото с веб-сайта www.waymarking.comФото с веб-сайта www.vector-logo.net

А ведь еще год или два назад критерии оценки знака были бы совсем иными. «Армия России» критиковалась бы как раз за милитаризм, «совковость», устарелость и т. д., а в качестве позитивного примера могла бы вполне быть приведена айдентика армии Голландии, безукоризненная с точки зрения дизайна и современных коммуникаций. Теперь все наоборот. Сохранение звезды встречено как самый положительный результат рестайлинга, который многие вообще посчитали излишним; красная звезда достаточно сильный и цельный исторический знак, в общем-то, и не требующий смысловых или стилистических изменений, да и графически придраться в нем не к чему.

Действительно, достаточно деликатный рестайлинг современной версии «Армии России» был без сомнения правильным решением.

Однако визуально-пластическое исполнение как всегда оказалось самым слабым звеном новой символики. Во-первых, верхняя часть звезды зрительно перевешивает ее нижнюю часть, что нарушает пропорциональность и устойчивость всей фигуры, что могло быть легко визуально компенсировано, а во-вторых, многоцветие (российский триколор действительно трудно воспроизвести), которое дробит знак.

Новая символика могла бы стать прекрасным завершением ребрендинга российской армии, который в обществе начался с «вежливых людей» и Крыма. Впрочем, идентификатором армии является образ солдата, современная техника, уважение в обществе, которые возможно смогут «исправить» восприятие знака и насытить его новыми смыслами. В конце концов, ничто не мешает доработать и сам знак.

Ведь если государство начало наконец-то активно использовать инструменты маркетинга, брендинга и дизайна, то оно должно понимать, что использование данных инструментов предусматривает гибкое реагирование на меняющиеся запросы общества.

И в данном случае реакция на знак является гораздо более положительным фактором, чем все его ляпы и недостатки.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
брендинг; 
Шойгу; 
знак; 
Министерство обороны; 

читайте также
Рио-2016: Россия сделала важное политическое заявление
Василий Головнин: Как Apple iPhone в Китае проиграл
Государственная символика возвращается в национальную валюту
Почему мы должны защищать свой рынок PR
Бренды России в условиях глобального империализма