12 февраля на совещании по экономическим вопросам президент РФ Владимир Путин потребовал от правительства, чтобы темпы экономического роста в России превысили мировые
Эксперты понимают, что добиться этого можно только в первую очередь путём успешного развития цифровой экономики. Так, 30% ВВП Китая создаёт именно цифровая экономика.
Начать надо с того, что у правительства России отсутствует эффективная экономически обоснованная стратегия развития как национальной, так и цифровой экономики. Создание какой-либо новой высокотехнологичной и цифровой продукции в таких условиях становится практически невозможным. Несмотря на все заявления и национальные проекты и программы, в существующих условиях в России в принципе невозможно создать цифровую экономику, сопоставимую с той, которая уже создана в США, Китае, Индии, Европейском Союзе.
Собственно, национальный проект «Цифровая экономика» и заменивший его Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (2018), созданный при министре цифрового развития К. Носкове, явно не ставил задачи обеспечить технологический прорыв и лидерство России в сфере цифровой экономики.
Так уже в очередной раз стало очевидным, что высокопоставленные российские чиновники хотят получать высокие результаты, но при этом не знают, как правильно этого сделать. Ведь в современных условиях успешное развитие цифровой экономики в России просто невозможно!
Поэтому регулярные отставки ключевых фигур в правительстве, ответственных за цифровое развитие страны, не имеют никакого положительного эффекта. Аналитики уже отметили, что даже сроки пребывания руководителей цифрового развития на высоких должностях стремительно сокращаются. Так, министр связи Никифоров находился в должности 6 лет (2012-2018), советник Путина Клименко – 2,5 года (2016-2018), а вице-премьер Акимов и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Носков – менее 2 лет каждый (2018-2020).
Вообще трудно понять причины отставки Акимова и Носкова, которые так и не были озвучены официально. Очевидно, что за столь короткий срок работы ни они, ни кто-либо другой на их месте просто не успели бы отметиться ни успехами, ни неудачами.
Я официально встречался с министром К.Носковым в Доме Правительства РФ в июле 2019 года в формате «один на один». Наша беседа продолжалась примерно час. Министр произвёл на меня самое хорошее впечатление, хотя по итогам нашей беседы мне стали очевидны существенные пробелы в его понимании многих экономических аспектов создания цифровой продукции.
Не исключено, что и вновь назначенный министр Шадаев также не сможет выполнить поставленные перед ним задачи по реализации национального проекта «Цифровая экономика». Причём, во многом, не по своей вине. В существующих условиях министров можно менять хоть каждый месяц, и всё без положительного эффекта.
Но именно ли они виноваты в медленном развитии российской цифровой экономики? Скорее всего, их вина, если и есть, то она минимальна. Скорее всего, министры цифрового развития делали всё, что было в их силах.
Нет! Основные виновники «нулевого» развития цифровой экономики России – это руководители финансово-экономического блока правительства РФ: Силуанов, Набиуллина, Орешкин и некоторые другие экономические руководители.
Ведь по их вине в России сегодня практически полностью отсутствует современная инфраструктура и поддержка цифровых компаний и цифрового бизнеса, аналогичная той, которую создали в США, Китае и других странах, пока опережающих Россию.
Более того, в России не только не создаются благоприятные условия для развития цифровой экономики и привлечения инвесторов. Напротив, придумываются самые абсурдные запреты, разрушаются уже имеющиеся достижения и отвергаются рациональные предложения
Например, в 2019 году в Госдуму был внесён, по сути, провокационный законопроект об ограничении на приобретение иностранцами более 20% акций значимых российских компаний. Курс акций новостного агрегатора «Яндекс» сразу же рухнул. Это обвалило капитализацию компании почти на 3 млрд.долларов США.
То есть, если предположить, что иностранные инвесторы захотят купить акции российских компаний, то им в этом будет отказано. И при этом постоянно мы слышим заявления больших чиновников о необходимости повысить инвестиционную привлекательность и улучшить инвестиционный климат в России.
В России так и не возникли общепризнанные рейтинговые компании, способные присвоить авторитетные рейтинги цифровых компаний и стартапов, которые признавались бы иностранными инвесторами для принятия ими решения об инвестициях в России. Зато несколько лет существует бесполезное Национальное рейтинговое агентство, которое в январе 2019 года посчитала необходимым покинуть даже его первый руководитель Е.Трофимова.
В России деградируют оценочные компании, способные предоставить квалифицированные услуги по компетентной оценке стоимости цифровых компаний и стартапов. Поэтому услуги по оценке цифровых компаний оказываются американскими компаниями, как это было в случае с компанией Nginx.
В России вообще заглох процесс создания и листинг (выход акций на биржу) новых публичных (акционерных) компаний. По данным РБК от 09.02.2020, в России последнее IPO состоялось аж в …2017 году! А последнее IPO какой-либо российской компании состоялось в 2019 году, но на… Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Напротив, крупные российские компании стабильно полностью прекращают торговлю своими акциями на российских фондовых биржах (делистинг), как сделали «Уралкалий» в 2015 году, «Дикси» - в 2017, «Мегафон» - в 2018 году. Либо российские компании выкупают основной объём своих акций (т.н. buy-back), сокращая, тем самым, объёмы их торговли на российских биржах. В 2019 году buy-back осуществили компании «Лукойл», «Роснефть», «Магнит», «Яндекс», «Лента».
В этой ситуации сворачивания и сокращения биржевой торговли акциями российских компаний иностранные инвесторы просто физически не имеют возможности вложиться в покупку акций тех же цифровых компаний. Так наша цифровая экономика рискует остаться вообще без иностранных инвестиций!
Эксперты уже ясно понимают полный провал Центрального банка России как мегарегулятора финансового рынка. В 2013 году, став мегарегулятором, Центральный банк поставил цель превратиться в подобие американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – U.S. Securities and Exchange Commission). Уже тогда эксперты выражали сомнение в способности создать в России на базе именно Центробанка РФ единую структуру, которая объединяла бы функции регулятора банковской системы и фондового рынка и при этом была бы работоспособной. Даже в США эти функции разделены между Федеральной резервной системой и упомянутой SEC.
Так и вышло: в итоге ничего у Центробанка не получилось. Как реакция руководства самого ЦБ на такой провал, в конце 2017 года был ликвидирован департамент ЦБ по развитию финансовых рынков - по причине отсутствия каких-либо результатов в виде создания российского фондового рынка, значительного по объёмам операций и участникам (т.н. якорным инвесторам), появления солидных фондовых бирж и роста объёмов торговли российскими ценными бумагами. Все сотрудники этого департамента были поголовно уволены.
За два последующих года ситуация только ухудшилась.
Московская биржа по-прежнему имеет слабую репутацию среди аналогичных структур в мире из-за сравнительно небольшого объёма проводимых на ней финансовых операций.
В России до сих пор так и не возникло ни одного IT-единорога (стартапа стоимостью более 1 млрд. долларов США). Согласно отчёту китайской исследовательской компании Hurun, к настоящему времени в США существует 206 «единорогов», в Китае – 203, в Индии - 21, в Великобритании – 13, в Германии – 7. И только в России их нет ни одного.
Между тем, сегодня России как хлеб, как воздух необходимо стремительное развитие цифровой экономики и цифровых компаний. В сегодняшних условиях только экспорт цифровой и вообще интеллектуальной продукции является единственным способом вывести нашу страну на мировые рынки несырьевой продукции.
Вместо этого миграция IT-бизнеса из России в США только стабильно нарастает. Проблема для России сегодня - именно миграция, а не экспорт бизнеса, в отличие от Китая и западных стран. При экспорте бизнеса доходы поступают в страну прописки цифровых компаний (пример – китайская Huawei), а не уходят из неё.
Банк России оказался не в силах создать инфраструктуру цифровой экономики. Пока очевидно, что его руководство не понимает даже сам факт существования такой проблемы и не способно сделать хотя бы первые шаги в направлении создания комфортных условий и требуемой инфраструктуры, как это есть в США, куда бегом бегут лучшие российские цифровые компании.
Это неприемлемо. В сегодняшней ситуации ожесточенной борьбы между странами за лидерство в цифровой экономике, за обладание самыми передовыми технологиями, за рынки сбыта цифровой продукции такое отношение и позиция Центрального банка РФ (Банка России) не отвечают вызовам, стоящим перед Россией.
Из вышеизложенного в этой статье очевидно, что в сегодняшних условиях успешное цифровое развитие России невозможно.
Развитие цифровых компаний упирается в отсутствие в России экономических стимулов и современной финансовой инфраструктуры. Это диктует необходимость принятия самых решительных и принципиальных действий в сфере цифровой экономики России. К их числу относятся следующие: