В настоящее время экономические санкции Запада против России достигли как размера экономической войны, так и такого накала и напряжённости, которые нам необходимо понизить до минимального уровня
То есть, настолько, чтобы это не препятствовало бы политической и экономической стабильности страны. Сделать это надо как можно быстрее. Очевидно, что в экономической войне наиболее эффективным способом является найти экономическое решение проблемы санкций.
Финансово-экономический блок правительства выдвинул ряд инициатив, многие из которых можно оценить как явно неудачные. В любом случае, их экономическая эффективность является крайне низкой. К их числу относится идея продажи российского газа странам ЕС за рубли.
По ряду причин идея продажи экспортного газа за рубли представляется малореализуемой и даже экономически бессмысленной.
Первая причина – это очевидный отказ западных стран от расчётов в рублях по политическим причинам, в том числе по причине того, что рублёвые расчёты не предусмотрены в контрактах. По последней информации, главы западных правительств (Макрон) и компаний уже заявили об отказе от покупки российского газа в рублях. Правильнее будет предположить, что под принуждением применять в расчётах рубли западные страны только ускорят процесс полного отказа от закупок российского газа и затем вообще российских энергоресурсов.
Вторая причина – это экономическая нецелесообразность расчётов в рублях. Ведь рубли не являются конвертируемой валютой. Для международных расчётов и импорта товаров России всё равно придётся приобретать валюту. Это означает финансовые потери России при конвертации, когда всё равно придётся в итоге покупать иностранную валюту и избавляться от накопленных рублей.
Третья причина - России пока не нужна такая огромная денежная рублёвая масса. Даже внутри России с её помощью нельзя будет ни оживить экономику, ни стимулировать внутренний рынок, ни снизить инфляцию. В России пока не намечаются масштабные инвестиции внутри страны в виде создания новых предприятий и производств для целей импортозамещения западных товаров. Да пока ничего и не слышно о планах создания новой промышленной инфраструктуры России.
Продолжает реализовываться денежно-кредитная политика (ДКП) правительства в лице Банка России и Минфина по снижению уровня инфляции. Однако, по мнению всех комментаторов и аналитиков, инфляция уже давно вышла из-под контроля финансово-экономического блока правительства.
Поэтому, до начала принципиальных экономических стратегических перемен и инициатив в России, рубли, которые будут получены от экспорта газа, будут лежать мёртвым грузом на счетах Банка России и нескольких системообразующих банков. И при этом будут обесцениваться.
Да есть и другие причины, в частности, колебания валютного курса российского рубля, которые будут приводить российские компании-экспортёры, в основном, к убыткам.
Кроме того, схема экспорта за рубли также может быть обойдена. Ведь конечной целью требования о платежах в рублях за экспортный газ является то, что Россия втайне надеется на то, что при продаже газа за рубли в страну неизбежно начнёт поступать в большом количестве валюта (доллары, евро), потому что западные компании, покупающие газ, вынуждены будут переводить валюту в Россию для покупки рублей на Московской бирже. И, тем самым, в Россию опять, как и прежде, хлынет, якобы, валюта.
В соответствии с указом Президента РФ от 31.03.2022 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа», эта схема была немного видоизменена. Покупку рублей западным компаниям предстоит осуществлять через АО «Газпромбанк», который должен, в соответствии с указом, покупать для них рубли на Московской бирже («Московская Биржа ММВБ - РТС»).
Однако, скорее всего, этого не произойдёт. Надо понимать, что, в соответствии с традициями западного бизнеса и менталитета, все западные компании, дабы избежать конфликта со своими законами и властями, обратятся по данному вопросу к своим западным банкам. А западные банкиры однозначно не станут работать по каким-то новым правилам и чужим указаниям и законам.
По данному вопросу, конечно, было бы разумно провести предварительные консультации с западными банкирами и финансистами, что явно не было сделано.
Рублей в западных банках для западных компаний для оплаты импортируемого ими российского газа, разумеется, нет вообще, поскольку это валюта имеет ограниченное использование в мировой экономике. И тогда покупка рублей (если она случится), скорее всего, будет вынуждено осуществляться западными компаниями за пределами России, через западные банки. И им тогда совсем не обязательно будет покупать рубли именно на Московской бирже.
Рубли можно ведь купить у российских банков через западные банки. Это совершенно обычная банковская операция. Например, многие российские компании покупают валюту для оплаты импортных контрактов не на Московской бирже, а в российских банках, которые их обслуживают. А многие российские банки прежде покупали иностранную валюту не только на Московской бирже, но и напрямую у своих западных банков-партнёров.
То есть, скорее всего, в этой ситуации западные банки могут просто покупать рубли по заявкам западных компаний у российских или иных (скажем, китайских) банков прямо у себя в странах Европы.
При этом валюта не будет поступать в Россию, а будет накапливаться на зарубежных корреспондентских счетах российских банков, но, в соответствии и во исполнение западных санкций, без возможности валютных переводов в Россию. А в Россию будут переправляться рубли, которым тут не найдётся применение. А это отнюдь не то, что хочет правительство, которое хочет получать именно валюту.
Однако если Россия будет настаивать именно на своих условиях рублёвых расчётов за газ, это неминуемо приведёт постепенному параличу всей внешнеэкономической деятельности России и прекращению товарных потоков между Россией и западными странами. Это будет означать масштабную экономическую катастрофу во многих сферах жизнедеятельности и экономики, последствия которой невозможно себе даже представить или предсказать.
Поэтому, чтобы избежать столь острых противоречий, опытными и квалифицированными российскими экономическими аналитиками предлагается более понятная и эффективная схема продажи российского газа в Европу, которая позволит минимизировать западные санкции в отношении товарных поставок в Россию, вплоть до их массовой отмены.
Это – бартерные сделки.
Бартер не связан с использованием денег и движением финансовых средств. Внешнеторговые бартерные сделки – это обмен товарами в натуральной форме без расчётов в какой либо валюте.
Объектами бартера являются любая товары: промышленная продукция, потребительские товары, медицинские препараты и лекарства и многое другое.
Принципиальную схему предлагаемой бартерной сделки по газу в общих чертах можно описать следующим образом:
Россия поставляет в страны Европейского Союза и вообще Запада газ в определённых объёмах. Общая стоимость этого газа определяется исходя из биржевых котировок и (или) фиксированных контрактных цен.
Соответственно, из этих стран в Россию будут поступать различные товары на эквивалентную сумму. При этом ни российские рубли, ни конвертируемая или любая валюта использоваться не будут.
Основными этапами реализации бартерного соглашения будут являться:
Правда, валютных поступлений эта бартерная схема не предполагает. Но зато резко ослабеет дефицит остро необходимых населению импортных товаров. И не только это!
У подобной операции имеется аналогичный исторический опыт. В 1995 году по инициативе США была начата сделка «Продовольствие в обмен на нефть» для того, чтобы население Ирака было обеспечено жизненно важными продуктами и товарами, ведь в тот период Ирак находился под западными санкциями, как сегодня Россия. Запад обеспечил поставки в Ирак многих видов продовольствия, медицинских препаратов, лекарств и потребительских товаров. Это является достаточным подтверждением возможности повторения подобной операции в отношении России.
Вместе с тем, сделка «Продовольствие в обмен на нефть» всё-таки содержала финансовую составляющую: ведь нефть продавалась Ираком за доллары США, которые депонировались на специальном счёте, с которого затем осуществлялась оплата товаров для Ирака.
Западные страны, скорее всего, не смогут возразить России в случае, если будет сделано предложение об организации бартерных сделок. Повторим, в мировой практике уже существовали такие сделки типа «нефть в обмен на продовольствие» с Ираком и Ираном. Ведь это будут преимущественно товары для населения или для функционирования таких жизненно важных сфер, как здравоохранение и т.п. Специально обрекать население России на тяготы и лишения в результате санкций Запад просто не решится, да пока и не планирует.
Бартерные расчёты также могут позволить России обойти санкции.
Схема реализации бартерного соглашения выглядит и на самом деле является весьма громоздкой и сложной. Однако так и надо специально сделать. В сложности и неудобности данной схемы есть не только недостатки, но, как это ни парадоксально, и преимущества.
Дело в том, что сегодня России крайне важно восстановить поток импортных товаров в страну. Это необходимо сделать, чтобы начать ликвидировать нарастающий по причине западных санкций гигантский дефицит промышленной продукции и потребительских товаров. Когда западные правительства разрешат своим компаниям в соответствии с бартерным соглашением начать поставки в Россию, западные санкции и, в том числе, уход западных компаний из России и сворачивание их производственной деятельности, потеряют смысл.
Поэтому, скорее всего, бартерные сделки будут иметь ограниченный по времени характер. Причиной этого станет именно очевидное неудобство работы по бартеру для западных компаний, сложность и громоздкость, организационная неразбериха, рост косвенных расходов, усложнение логистики, огромный документооборот, рост бюрократической составляющей и т.п.
Западные правительства и компании вскоре поймут нецелесообразность и сравнительно низкую экономическую эффективность бартерных поставок в России. У них возникнут постоянные проблемы и сложности с комплектованием бартерных поставок. Ведь для этого потребуется проделать очень большую работу: например, заключать контракты на экспортные поставки со своими правительствами (государствами), постоянно оценивать и пересматривать стоимость поставляемых товаров, каждый раз формировать новые поставки, обновлять перечни поставок, организовывать логистику, своевременно получать от своих правительств оплату своих поставок и многое другое. Возникнет огромный документооборот в этой сфере, будут постоянно возникать ошибки, срывы, недоразумения и т.п. бюрократические проблемы.
В западных странах вынужденно столкнутся с непривычными для них сложностями в организации и осуществлении традиционного для них бизнеса. Однако ранее товарные поставки в России и получение оплаты за них были прекрасно налажены, и все были довольны.
Постепенно к западным структурам придёт понимание того, что такие бартерные расчёты всё равно привели к тому, что Россия продолжает получать всё ей необходимое, хотя и со сложностями. Назреет вывод: не проще ли будет вернуться к традиционным и подтверждённым практикой деловым отношениям, которые существовали между Россией и западными компаниями до февраля 2022 года? Разумеется, да.
В итоге, реализуется идея - «и овцы целы, и волки сыты». То есть, Запад формально будет сохранять санкции против России, но их эффективность резко снизится, потому что Россия продолжит получать необходимые ей промышленные и потребительские товары по самому широкому перечню и в необходимом размере.
В итоге, требование осуществления бартерных поставок в Россию позволит получить многие преимущества, среди которых можно назвать, как минимум, следующие:
- ликвидация дефицита импортных товаров на внутреннем рынке России по тем позициям, производство которых страна пока не может заместить;
- возвращение в Россию большинства иностранных компаний и их брендов, которые покинули её после 24 февраля 2022 года (Coca-Cola. Danone, Nestle, P&G, McDonald's, Starbucks, PepsiCo и многие другие);
- восстановление на территории РФ производства промышленной и прочей продукции под брендами иностранных компаний, прекратившееся после 24 февраля 2022 года (BMW, Ford, Chevrolet, Mercedes, Volkswagen, Scania, Škoda, IKEA и многие другие);
- будут созданы предпосылки для снижения инфляции в России, так как восстановится товарный рынок и т.д.
Конечно, не все западные санкции при этом удастся отменить, но будет положено начало их полной отмене.
Данные материалы представляют собой лишь самое краткое изложение идеи. При заинтересованности со стороны правительственных структур будет подготовлен более подробный план действий, включая и по другим антисанкционным направлениям.