Политолог Олег Реут об очевидных изъянах предложенного на днях Центром стратегических разработок проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года
Несколько дней назад заинтересованной публике был представлен проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Документ подготовлен Фондом «Центр стратегических разработок» по заданию Министерства образования и науки РФ. Проект стратегии представляет собой очень важный труд, поскольку выступает документом стратегического планирования, разработанным по поручению российского президента. Сама стратегия закрепит цели, задачи научно-технологической и инновационной политики в стране и основные принципы данной политики.
Прежде всего стоит отметить, что авторы вполне адекватно характеризуют обстоятельства разработки стратегии: «В условиях затяжного глобального социально-экономического кризиса и применения рядом стран ограничительных экономических мер против Российской Федерации. Исходная ситуация характеризуется наличием краткосрочного спада и прогнозируемого замедления роста российской экономики в долгосрочной перспективе, глобального снижения цен на основные сырьевые товары, являвшиеся в последние десятилетия основой российского экспорта. Данные условия будут задавать набор жёстких бюджетных ограничений для Российской Федерации при реализации государственных программ».
На период действия стратегии нашей стране придётся иметь дело с целым комплексом «больших вызовов» — совокупностью проблем и возможностей, реакция на которые признаётся обществом и государством на данный период времени своей главной задачей. Эти вызовы относятся к разряду «больших», т. к. обладают следующими характеристиками: а) затрагивают ключевые общественные блага: безопасность, здоровье и качество жизни людей, доступность обществу и его членам ресурсов экономического роста и развития, устойчивость последнего, главные этические ценности; б) несут в себе системные риски для критически важных инфраструктур и общественных систем страны либо отражают большие потенциальные, но автоматически не реализуемые возможности социально-экономического развития.
Именно в системе появления новых угроз национальной и социетальной безопасности, имеющих комплексный характер, что связано с ростом глобальной и региональной нестабильности, в России должна быть сформирована «новая волна технологических изменений». Приведённый перечень «больших вызовов», встающих перед российским обществом и государством, не является исчерпывающим. «Большие вызовы» определяют государственную политику Российской Федерации, в том числе политику в сфере науки и технологий. Последняя выступает инструментом, вооружающим общество знаниями, необходимыми для ответа на актуальные вызовы, что предполагает воплощение знаний и технологий в инновации и требует расширения научно-технологической политики за счёт тесной координации с инновационной политикой.
С точки зрения авторов национальной стратегии научно-технологического развития, к настоящему времени у нас в стране уже «сложилась сеть регионов с сильными инновационными программами». Именно по пути поддержки лидеров и предложено двигаться в дальнейшем. Концентрация основных ресурсов и усилий в региональном приложении — довольно трудное, но принципиальное решение, которое фактически закрепляет на институциональном уровне регионы, склонные к конкуренции в общенациональном и мировом масштабе, и, можно сказать, оставляет не у дел все остальные.
В стратегии непосредственно указано: «Для Российской Федерации должна быть поставлена цель формирования значимых в мировом масштабе специализированных исследовательских регионов». Это предлагается сделать «посредством комплекса инвестиционных (финансовых) и организационно-правовых механизмов». При этом в качестве первого шага указывается «поддержка формирования „инновационных округов“ на базе университетских кампусов, региональных инновационных кластеров, крупных городских агломераций, в которых сосредоточена исследовательская и инновационная активность в Российской Федерации». А далее следует их перечень: «инновационный центр „Сколково“, проект „ИнноТомск“ Администрации Томской области и Томского консорциума университетов и научных организаций; создание особой экономической зоны и университета Иннополис в агломерации Казани; развитие Научно-технологической долины МГУ „Воробьёвы горы“».
Конечно, определяющим для вписывания в перспективную инфраструктуру научно-технологического будущего страны выступают те или иные приоритеты. Каковы они? Ответ обнаруживается в разделе «Сценарии научно-технологического развития», который перечисляет «перспективные для России новые сектора экономики», связанные, с одной стороны, с прогнозной оценкой складывающегося к 2035 году рынка, а с другой — с приоритетами, предусмотренными Национальной технологической инициативой президента Российской Федерации. Они следующие:
— сектор беспилотных транспортных средств, повышающих и упрощающих мобильность людей, на порядок повышающих производительность транспортных процессов;
— сектор систем, базирующихся на достижениях в биотехнологиях и обеспечивающих резкий рост продолжительности активной и здоровой жизни, а также получение новых эффективных средств лечения целого комплекса сложных заболеваний, которые становятся всё более распространёнными в современном мире в силу нарастающих изменений образа жизни людей и общей продолжительности их жизни;
— сектор ранее недостижимых средств межличностных и человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психических и мыслительных процессов;
— сектор новых технологических решений, прежде всего, обеспечивающих интеллектуализацию и распределенный характер энергетики, которые способны поменять саму архитектуру энергетических рынков, преобразовать его в «умную сеть», открыть новые большие рынки, например, по управлению спросом на электрическую энергию и ее хранение.
Именно здесь проявляется самый заметный изъян стратегии. Дело в том, что в современном мире, при современном уровне научно-технологического развития не может быть отраслевых приоритетов. (Даже если их очень желает узнать Министерство образования и науки РФ.) Единственным приоритетом, который может быть назван федеральному правительству, является человеческий капитал, то есть разговор должен вестись в категориях инвестиций в образование, здравоохранение, пенсионную систему. Любые попытки играть отраслевыми приоритетами оказываются предельно опасными. Прежде всего, потому, что сами отрасли/сектора, как и их структура, меняются очень быстро. Если Центр стратегических разработок ставит задачу производить большее число дронов, то страна рискует не получить желаемого лидерства в научно-техническом развитии, поскольку когда она достигнет этой цели, не исключено, что такое число беспилотников уже никому попросту не будет нужным.