Гражданская панихида по ё-мобилю

04 августа 2014 / 22:15

Миллиардер, выступавший в качестве отца-основателя национального автомобильного чуда, вынужден был признать, что перспектив нет

Итак, вся Россия глубоко огорчена: «ё-мобиля», который рекламировали с истинно русским размахом, у нас не будет. Проект умер и официально похоронен. Миллиардер Михаил Прохоров, который до последнего времени с удовольствием выступал в качестве отца-основателя национального автомобильного чуда, вынужден был признать, что перспектив нет.

Конечно, на бескрайних просторах Интернета тут же замелькали статьи о том, что не все так плохо: мол, и разработки в рамках проекта были сделаны уникальные, да и самому проект буквально балансировал на грани успеха — еще немного, еще чуть-чуть.

Может быть, оно и так, вот только профессиональные игроки на бильярде в таких случаях говорят: "чуть-чуть" на полку не ставят" - в том смысле, что шар или забит, или нет. Третьего варианта быть просто не может. И что бы ни говорили профессора университетов, обремененные многочисленными учеными степенями, в бизнесе то же самое: проект или успешный, или провальный, остальное — лирика и аргументы в пользу бедных.

Не будем обижать Михаила Дмитриевича, он, может, и правда, хотел как лучше. А получилось… Правильно — как всегда.

В его лице те, кого принято называть «крупным бизнесом» и «олигархами», лишний раз доказали, что они даже телегу с электроприводом не могут сделать по-человечески. Ну вот не выходит — и все!

Рискну предположить, что причина здесь не в отсталости российской экономики и не в том, что мы, грешные, разучились работать руками и даже иногда головой. Дело в том, что у нас есть два вида бизнеса. Один развивался по всем канонам жанра: с бессонными ночами, учетом каждой копейки, тяжелым трудом и бесконечными войнами с налоговой — перечислять можно долго.

Но есть и другой «бизнес», и вот этот уже в кавычках. В 90-е годы небольшая группа лиц в рамках приватизации получила активы не просто огромные — гигантские, и теперь с разной степенью успешности извлекает из них прибыль. Прибыль эта, как правило, извлекается за счет старых, еще советских производственных мощностей, а если и появляются вдруг какие-то инновационные проекты, то это скорее исключение, чем правило.

И вот уж поверьте — я знаю, о чем говорю.

По роду журналистской работы я в свое время облазил едва ли не все предприятия родной Ярославской области. Те из них, которые принадлежат «олигархическим» структурам сложно назвать образцом для подражания.

На некоторых, извините, даже стены со времен перестройки не красили и унитазы не меняли — что уж говорить о новом оборудовании…

И вот здесь мы имеем дело уже не с экономикой, а с психологией в самом что ни на есть чистом виде: зачем изобретать что-то новое, если деньги и так капают? На яхты-самолеты-острова хватает? Хватает. А работать — это не для нас.

Как-то очень быстро в стране выделился слой сверхбогатых рантье, которые свою единственную функцию видят в извлечении прибыли. А бизнес-проекты — это так, игрушки великовозрастных мальчиков. Не получился? Да и бог с ним, не обеднеем. Кстати, с политическими проектами происходит примерно то же самое.

Но я все-таки о «ё-мобиле». А вы знаете, стыдно! Хоть на обывательском уровне, хоть на журналистском, хоть на каком хотите.

В Китае бы вот сделали, например. Да, он был бы не «инновационным» и, скорее всего, был бы удешевленной копией какого-нибудь японского гибрида, но он бы — был.

И дело здесь опять-таки не в том, что в Китае экономика другая. Просто какой-нибудь китайский господин Ли или господин Чан, хоть и переоделся в дорогой европейский костюм, слишком хорошо помнит, что вчера его семья кушала пустой рис. Так что работать надо, дети есть просят…

У нас — забыли, зато не скупятся на громкие эпитеты, которые сами для себя и придумывают: «олигархи», «магнаты», «капитаны российского бизнеса». Хотя капитаны уже давно другие — без дорогих побрякушек, зато с реально работающими предприятиями.

Парадокс, но теперь господам олигархам придется подтягиваться до их уровня — не финансового, а вот именно психологического. Вот только не надо кричать, что государство мешает, — в стране десятки тысяч успешных предпринимателей, которые создавали бизнес с нуля и не привыкли жаловаться, они просто работали на результат. То есть делали то, чего, похоже, не умеют делать олигархи.

«Ё-мобиль», покойся с миром!

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Прохоров; 
Гражданская платформа; 
выборы; 
автопром; 

читайте также
Павел Данилин: Эффективный менеджер в понимании Прохорова — это тот, кто украл больше
Павел Данилин: Сколько стоит РБК?
Профсоюзы против четырехдневной рабочей недели
Власть гарантированно выиграет Москву
«Гражданская платформа» не удержала фронт