Голливуд и пропаганда. Лекция 7. Новый образ ЦРУ. Часть 1

04 июля 2025 / 13:02

В 1970-х годах у ЦРУ появилось множество проблем – это и Уотергейтский скандал, и слушания в Комиссии Черча, со всем этим приходилось разбираться. Имидж ЦРУ получил пробоину ниже ватерлинии

Потом был нанесен добивающий удар из-за скандала Иран-контрас. Поэтому в самом конце 1970-х и все 1980-е разведчики сидели тихо, не высовываясь и не контактируя с киношниками. Не привлекать внимание – лучшая тактика, которую они могли на тот момент себе позволить. Ну, а в 1991 году распался СССР, и ЦРУ оказалось фактически на грани закрытия. Агентство с очень плохим имиджем и не с самой лучшей публичной историей, к которому общественность относилась как к рассаднику мошенников, жестоких убийц, циничных шпионов, нарушителей американских законов, распространителей наркотиков, нечистоплотных в финансовом и иных смыслах лиц. Закрыть такое агентство? Общество будет только за!

Как в 80-х в американском обществе представляли ЦРУ? Рассмотрим на примере сюжетов из двух блокбастеров: «Хищник» от 20th Century Fox от и «Смертельное оружие» от Warner Bros (обе картины 1987 года). По сюжету первой картины элитная военизированная команда под командой Алана «Датча» Шеффера (Арнольд Шварценеггер) направляется на секретную миссию под наблюдением его друга и агента ЦРУ Джорджа Диллона для спасения министра, чей вертолет рухнул в джунглях. По ходу дела выясняется, что Диллон подставил своего друга и всю его команду. Речь идет не о спасательной операции, а об операции против местных повстанцев и русских военных инструкторов, которые взяли в плен агентов ЦРУ с упавшего вертолета, где, естественно, не было никакого министра. Датч принимает решение эвакуироваться, но тут в дело вступает инопланетный гость – Хищник…

Центр политического анализа и социальных исследователей (АНО ЦПАСИ) продолжает публикацию курса лекций политолога, доцента Финансового университета при Правительстве РФ Павла Данилина «Голливуд и пропаганда. Как смотреть и понимать современное американское кино». Лекции подготовлены при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ).

«Смертельное оружие» - куда менее комплиментарно для ЦРУ. Если в «Хищнике» разведчик подставил своего друга, соврал и обманом заставил убивать партизан, то в «Смертельном оружии» сам замысел картины крутится вокруг того, что во время войны во Вьетнаме в ЦРУ была создана команда по борьбе с наркоторговцами, которая после войны сама прибрала к рукам наркобизнес и начала поставки наркотиков в США. Помимо поставок наркотиков ЦРУ занимается отмыванием денег через одного из своих бывших агентов. Когда агент решает «соскочить», то сначала уничтожают его дочь, затем убивают самого агента, а также взрывают дом свидетельницы. Полицейских, расследующих дело, црушники также пытаются убить, захватывают в заложники их родных, пытают и совершают еще массу преступлений. Картина крайне неприглядная, и надо сказать, что в американском обществе к этой картине относились как к данности – раз ты из ЦРУ, значит – ты такой вот отморозок, убийца и мерзавец.

Так что настало время управлению поменять имидж. В 1996 году ЦРУ создало в Голливуде по примеру Пентагона новое структурное подразделение – офис по связям с индустрией развлечений. Возглавил эту организацию оперативник Чейз Брэндон с послужным списком в четверть века и братом – голливудской звездой и обладателем Оскара (1994) Томми Ли Джонсом. Именно Чейз Брендон стоит за поворотом во взаимоотношениях между ЦРУ и Голливудом, и шире – за серьезными изменениями в общественном мнении относительно этой спецслужбы.

Брэндон Чейз, сентябрь 2001 года.

Фигура Брэндона Чейза привлекала внимание СМИ на протяжении всех последних 30 лет, поэтому мифов вокруг нее нагромождено множество. Чейз – это и великий агент под прикрытием, и специалист по внешней разведке, и борец с повстанцами, и борец с незаконным трафиком наркотиков и оружия. Также Чейз представляется как аналитик в сфере международных отношений, советник президента США, инструктор по тактическим и разведывательным дисциплинам в секретных тренировочных лагерях ЦРУ. В общем, и швец, и жнец и на дуде игрец. Но что именно является правдой в этом списке безусловных достоинств Брэндона Чейза, нам совершенно не интересно. Будем считать, что правда – все. Гораздо более важно – что именно и как именно делал на своем посту Брэндон Чейз. А сделал он на удивление много. Обладая огромными связями как в разведке, так и в федеральном правительстве, и не меньшими – в среде актеров и режиссеров, Чейз поистине создал новый образ ЦРУ. Не отказываясь от базовых идей, которые Управление распространяло ранее, Брэндон, глядя на то, как и что делает в Голливуде Пентагон, несколько сместил акценты.

Если раньше ЦРУ однозначно соглашалось на образ эдакого зловещего спрута, способного одним щелчком пальцев уничтожить любого американца, то в рамках концепции Брэндона все оставалось ровно таким же, но только с одним нюансом – это все возможно только против врагов Америки или против предателей внутри государственных ведомств США. Если тайные операции и не самые приглядные поступки совершают агенты ЦРУ – то они делают это не потому, что они такие по жизни, а потому, что это нужно Америке. Если ЦРУ проводит операции внутри США, то эти операции непосредственно связаны с внешней разведкой, а не являются способом решить внутриполитические проблемы. Что осталось неизменным – это отношение к новичкам. Инициация неофитов в ЦРУ должна сопровождаться самыми суровыми испытаниями и обрядами. И еще – появилась новая линия – романтизирующая или же абсурдизирующая личную жизнь отставных агентов ЦРУ.

Пожалуй, с этого можно начать подробнее. Великий актер Роберт Де Ниро работает с ЦРУ вот уже почти три десятилетия. Три его работы – «Знакомство с родителями» (2000), «Знакомство с Факерами» (2004) и «Мальенькие Факеры» (2010), пожалуй, вряд ли могли бы привлечь особое внимание критики (все три фильма успешны, собрали огромную кассу, но не представляют ничего художественно ценного). Но все меняет один простой факт – роль Джека Бернса, агента ЦРУ в отставке, которую играет Роберт Де Ниро – прописана Брэндоном Чейзом лично. То есть, слегка сумасшедший параноик, который очень любит свою семью и не меньше – эту семью контролировать, вмешивается в личную жизнь не только членов семьи, но и их окружения, бывший агент ЦРУ – это тот образ, который и хотели видеть в разведке. Комичный персонаж с гиперопекой, довольно сомнительными экспериментами со слежкой и влиянием на своих близких, Джек Бернс вызывает, скорее улыбку. А играющий его Де Ниро максимально снижает возможный негатив к этой персоне. Все три фильма увидели свет при поддержке ЦРУ, и это значит, что для всех этих фильмов ЦРУ разработало собственную концепцию, как представлять агентов ЦРУ, живущих среди обычных людей.

Подобная задача оказалась тем более важной, что негативное отношение к ЦРУ продолжало оставаться значимой общественной составляющей. К примеру, вышедший в 2008 году фильм братьев Коэн «После прочтения сжечь», рассказывает нам об идиоте бывшем службисте Осборне Коксе (Джон Малкович), который составляет мемуары, набитые секретной информацией, об идиотах в собственном окружении и о смотрящих за всем этим идиотизмом агентах ЦРУ из Лэнгли. Неудивительно, что через два года Di Bonaventura Pictures, DC Entertainment и Summit Entertainment выпустили «ответ» в виде фильма «РЭД» («Retired, extremely dangerous» — «В отставке, крайне опасный»). Главный герой - Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис), ветеран ЦРУ в отставке, сталкивается с интригами в родной организации. Этот экшн, конечно, не особо комплиментарен по отношению к ЦРУ (руководящие персоны в американской разведке постоянно нарушают законы США), но все же образ Мозеса (сходится по звучанию с Осборном) вдохновил Брэндона Чейза на участие в продолжении «РЭД 2» (2013). Вторая часть уже не показывает нам плохих црушников, более того, все, связанные с ЦРУ агенты в этом фильме – работают на благо страны и мира. Негативный фон представляют агенты ФБР, а разведчики – последовательные и истинные патриоты, хотя и кладут трупы налево и направо. Очевидно, что работа над фильмом прошла успешно и образ ветерана ЦРУ в отставке сегодня скорее ассоциируется с Брюсом Уиллисом и Де Ниро, нежели с Джоном Малковичем.

Вспоминая о Де Ниро, нельзя упустить первый фильм, который то ли был непосредственно спродюсирован Брэндоном Чейзом, то ли являлся некоей «пасхалкой» Чейзу. Речь идет о работе Барри Левинсона «Плутовство» или «Хвост виляет собакой». Фильм 1997 года рассказывает о том, как советник президента Конрад Брин (Роберт Де Ниро) совместно с профессионалом в сфере пиара и пропаганды кинопродюсером Стэнли Мотссом (Дастин Хоффман) спасают имидж президента, оказавшегося вовлеченным в сексуальный скандал. Для этого выдумывается история с некоей албанской террористической группировкой, деятельность которой обосновывает вовлечение США в войну.

Интересен диалог Де Ниро и агента ЦРУ, который пытается выяснить у творцов виртуальной войны, что происходит. Де Ниро уверенно заявляет экранному црушнику: «Называйте это «репетицией» или «национальной безопасностью». Как угодно. Но если вы считаете, что войны нет, то тогда зачем вы нужны? Идите домой и играйте в гольф. Так что вам придётся принять нашу войну, потому что кроме нашей, нет никакой другой». Пожалуй, трудно менее ясно отобразить состояние, в котором находилась внешняя разведка США в конце 90-х годов. В финале фильма Де Ниро принимает решение об устранении Дастина Хоффмана, который, совершив чуть ли не подвиг, изменив мнение общественности о президенте США, захотел забрать все лавры победителя себе. Но слава – это не про бойцов невидимого фронта, и герой Дастина Хоффмана неожиданно умирает от инфаркта.

Фильм «Плутовство» тем более поразителен, что вышел буквально за месяц до того, как разразился сексуальный скандал с Моникой Левински и президентом США Биллом Клинтоном. Порой считают, что именно для того, чтобы отвлечь общественность от процесса вокруг дела Левински, вооруженные силы США бомбили фармацевтическую фабрику в Судане, затем провели операцию в Косово, а в 1999 году – включились в войну в Югославии.

Прототипом персонажа кинопродюсера Стэнли Моттса был вполне реальный человек - продюсер Роберт Эванс, который работал над фильмами «Ребенок Розмари» (1968), «История любви» (1970), «Крёстный отец» (1972) и «Китайский квартал» (1974). Но куда более важно то, что прототипом Конрада Брина выступил сам Брэндон Чейз. Они даже похожи – Чейз и Де Ниро в роли Брина. Биография Чейза, стиль его работы, связи в Голливуде – все это в фильме представлено так, будто срисовано с настоящего разведчика. Многочисленные истории о том, что Чейз принимал участие в подготовке сценария, а ЦРУ поддерживало фильм – пока что не имеют достаточных подтверждений – и должно пройти еще не менее 20 лет, пока будут рассекречены соответствующие документы. Тем не менее, учитывая совокупность фактов (в том числе и того, что Де Ниро стал одним из любимчиков ЦРУ), вполне можно заявлять о серьезной вовлеченности Управления в работу над лентой.

Великий союз спецслужб, пиара и кинематографа: герои фильма «Плутовство» агент ЦРУ Конрад Брин, помощница президента Уинифред Эймс и продюсер Стэнли Мотсс отдыхают после непростого трудового дня.

В 2001 году, выступая в New York Times перед слушателями, Чейз констатировал: «Год за годом, как кинозрители и телезрители, мы видим, как наш образ и наша репутация постоянно пятнаются вопиющими, уродливыми искажениями того, кто мы, и за что выступаем. Мы были наделены этими необычайными макиавеллистскими заговорщическими способностями». Позже преемник Брэндона на посту руководителя офиса по связи с индустрией развлечений ЦРУ Пол Барри, подчеркнул, что «Голливуд — единственный способ, которым общественность узнает об Агентстве[1]». И сегодня – это действительно, так и есть. Рядовой американец вообще узнает об истории, политике, собственной стране, или о науке – только из Голливуда. «Телевизор им природу заменил», - как сказал бы кот Матроскин.

Чем занялся Брэндон в первую очередь? В конце 1990-х, он стоял за созданием фильма 1999 года Showtime «В компании шпионов» и сериал CBS 2001–2003 годов «Агентство». Интересно, что у фильма «В компании шпионов» есть еще одно название – и оно также звучит как «Агентство». Фильм рассказывает о том, как корейцы арестовывают оперативника ЦРУ, а в управлении принимают решение спасти своего сотрудника до того, как корейцы вытащат из него важную для США информацию. В сериале «Агентство» речь идет уже о противостоянии террористам. Причем, первая серия должна была увидеть свет в сентябре 2001 года, но выход пришлось отложить, поскольку в США 11 сентября произошли теракты. Эти теракты привлекли особое внимание к ЦРУ – с одной стороны негативное от части общественности, недовольной тем, что разведка не смогла предотвратить катастрофу, а с другой стороны – позитивное от той части общества, которая связывала именно со спецслужбами надежды на то, что удастся предотвратить новые попытки нападения на Америку.

Showtime и сценарист «В компании шпионов» Роджер Таун работали с ЦРУ настолько плотно, что Брэндон лично консультировал актеров на съемочной площадке. В течение целого года вместе с сотрудниками Управления по связям с общественностью правил сценарий фильма, а также организовал съемки в Лэнгли. Актеры смогли встретиться с руководящим составом ЦРУ, в том числе и с директором Агентства Джорджем Тенетом, а 60 агентов даже поработали статистами. Примерно такую же роль ЦРУ сыграло при подготовке сериала «Агентство». Обе работы демонстрировали работу разведчиков в крайне позитивном свете, донося до общественности мнение, что только посредством передачи ЦРУ дополнительных полномочий можно устранить внешние угрозы США.

Через два десятилетия, в 2024 году Showtime совместно с Paramount+ выпустила переосмысление сериала «Агентство» под тем же названием. Это американская версия прославленного французского сериала «Бюро», который выдержал пять сезонов. Продюсерами на этот раз выступили Джордж Клуни и Грант Хеслов а производство организовали Smokehouse Pictures, а также MTV Entertainment Studios и 101 Studios. Вышедший в конце ноября 2024 года, сериал рассказывает о непростых буднях агентов (в основном – главного героя Марсианина, сыгранного Майклом Фассбендером), которые ставят долг перед родиной выше, чем личную жизнь и даже любовь. Под песню ирландского коллектива U2 «Love Is Blindness» агенты ЦРУ борются с врагами из Африки, Китая, Ирана и Белоруссии, помогают Украине и вообще, соответствуют «повестке» на 2024 год.

Скучный сюжет, перенасыщенный темой тотального шпионажа, знакомит нас с довольно невнятной работой разведчиков. Как пишет Татьяна Алешичева из «Коммерсанта», в сериале «на заднем плане потешно суетится начальство Марсианина (Ричард Гир и Джеффри Райт), у которого срывается операция не где-нибудь, а в Белоруссии, после того как американский шпион в Минске попадает в полицию за пьяную езду. Лондонское разведбюро выглядит в сериале обычной конторой, где бюрократ сидит на бюрократе и все боятся начальства. И шпионский триллер местами сильно смахивает на производственный роман, будто речь идет о каком-нибудь заводе шарикоподшипников. Из сериала мы узнаем, что в американской внешней разведке существуют тренировки по прохождению допроса в пьяном виде»[2].

Тем не менее, по какой-то странной причине, сериал был тепло принят критиками, и продлен на следующий сезон. Впрочем, если вспомнить детали операции «Пересмешник», а также тот факт, что у ЦРУ в Голливуде есть огромная армия должников, заинтересованных в сотрудничестве и просто сочувствующих, стоит ли удивляться тому, что критики оценили этот сериал вполне позитивно положительно. По мнению авторов RottenTomatoes, «сериал «Агентство» помещает свой звёздный актёрский состав в роскошный мир шпионажа, подчёркивая большую цену, которую приходится платить за шпионскую деятельность, что приводит к интригующим и последствиям». Metacritic, поставил фильму 66 баллов из 100 на основе 22 отзывов, что означает «в целом положительные отзывы». А в январе 2025 года Майкл Фассбендер был номинирован на премию Irish Film and Television Awards за главную мужскую роль в драме»[3]. Таким образом, хотя пока что и нельзя утверждать, что ЦРУ было непосредственно вовлечено в создание этого сериала, определенные подозрения по этому поводу имеются.

Вернемся однако к тем продуктам, которые, как сегодня известно, не скрываясь, были созданы при непосредственном участии Управления. Из последних – это «Джек Райан Тома Клэнси» от Amazon. Премьера сериала состоялась в августе 2018 года и в течение четырех сезонов Джон Красински в роли агента Джека Райана боролся с различными угрозами – в первом сезоне это исламские террористы, во втором – политики Венесуэлы, в третьем – желающие воссоздания Советского Союза фантазеры, а в четвертом – наркокартели, террористы и коррупционеры внутри самих США и вовне. Сериал уже получил спин-офф, а продолжение запущено в разработку в конце февраля 2025 года. Джон Красински в подготовке к своей роли провел немало времени в штаб-квартире ЦРУ. Мы видим, как главный герой входит и выходит из здания в Лэнгли. Но при этом, в финале каждого эпизода сериала указано, что ЦРУ не одобряет содержание сериала. Как же так? Что это за противоречие? И почему тогда Красински и другие актеры в своих выступлениях в буквальном смысле слова лили елей на разведку, рассыпаясь в комплиментах? Сериал был создан Карлтоном Кьюзом и Грэмом Роландом, Кьюз, Роланд и Красински выступают в качестве исполнительных продюсеров. При этом, сам Кьюз уверяет, что целю создания «Джека Райана» было показать людей, работающих в Пентагоне и ЦРУ в гламурном свете, сделать их привлекательными для общественности. Так можно ли верить тогда тому, что ЦРУ сериал «не одобрило»?

Посмотрим на первый сезон, который сконцентрирован на «плохих мусульманах». Они выступают в виде террористов, нелегальных мигрантов, смертников, педофилов, торговцев людьми, наркотиками, оружием и вообще очень нехорошие парни. Венчает этот винегрет какой-то монстр из ИГИЛ (запрещенная в России организация). И, пока Америке со всех сторон грозит терроризм, ЦРУ является чуть ли не последней линией сдерживания от этого страшного врага. Стоит ли удивляться, что на закрытом показе второго сезона присутствовали агенты ЦРУ и чиновники из Пентагона. Они в той же мере поддерживали и содержание второго сезона – в котором Управление борется с «плохими парнями» из Венесуэлы. По сути дела, весь второй сезон является апологией операций ЦРУ по свержению неугодных режимов в Латинской Америке. Мы не видим поддержки со стороны ЦРУ и во втором сезоне. Но и Пентагон не заявлял поддержке «Джека Райана», притом, что для съемок этого продукта Министерство обороны США предоставило военный корабль и другую технику! Так следует ли верить словам, если дела говорят об обратном?

Мы знаем точно, что Пентагон и ЦРУ с восторгом встретили выход каждого произведения Тома Клэнси. «Охота за «Красным Октябрем»» (экранизирована в 1990 году) сделала знаменитым и его самого и Алека Болдуина (Шон Коннери и без этого фильма уже был звездой). Клэнси неоднократно приглашали выступать в ЦРУ[4]. И именно в ЦРУ он направил рукопись книги «Кардинал Кремля» (1988), причем, автор состоял в переписке с Управлением по связям с общественностью относительно содержания его романа. ЦРУ поддержала несколько фильмов по произведениям Клэнси – это и «Охота за Красным Октябрем», и «Игры патриотов» (1992), и «Цена страха» (2002).

Фильм «Прямая и явная угроза» (1994) не получил непосредственно поддержки ЦРУ, но в Управлении активно участвовали в переделке сценария с тем, чтобы он более устраивал разведку. В фильме Джек Райан (Харрисон Форд) становится и.о. замдиректора ЦРУ, в то время как сотрудники ЦРУ по указанию президента США проводят тайные операции против колумбийского наркокартеля. Многочисленные сюжетные повороты и интриги с присутствием агентов ЦРУ в составе по сути террористических групп, выполняющих задачи по ликвидации главарей картеля, стараются чуть сгладить вероятно болезненный образ управления для его руководства. Тем не менее, понятно, почему ЦРУ предпочли устраниться от поддержки этого фильма.

Также ЦРУ отказали в поддержке фильму «Джек Райан: Теневой рекрут» (в российском прокате – «Джек Райан: Теория хаоса»[5]) - последней прижизненной экранизации работ Тома Клэнси (он умер в октябре 2013 года, в то время, как съемки «Теневого рекрута» шли с 2012 года). По сюжету Джек Райан узнает, что русский олигарх Черевин, которого нанял глава МВД РФ Сорокин, собирается обрушить курс доллара в США. После невнятных приключений в Москве, Джек Райан узнает планы Черевина и возвращается в Америку, где предотвращает теракт в Нью-Йорке, с которого должен был стартовать план по обрушению доллара. Сорокин в финале убивает олигарха. Все счастливы.

Столь бредовый сюжет вызывал недовольство и в ЦРУ, и в ФБР[6]. Paramount Pictures не смогла обеспечить хороший пиар проекту, который если и не провалился в прокате (135 млн долларов по всему миру при бюджете в 60 млн), но точно не был особо коммерчески успешным. Продолжение фильма так и не пошло в производство. Но, как уже говорилось выше, Amazon через пять лет запустил сериал, вовлекший в сотрудничество и ЦРУ и Пентагон (как бы военные и разведчики не делали вид, что они не участвовали в его разработке).

Но настоящим «бриллиантом» в совместной работе ЦРУ и Голливуда является фильм «Рекрут» (2003). Фильм режиссёра Роджера Дональдсона (продюсеры Джеф Эппл, Гари Барбер и Роджер Бирнбаум, сценаристы Курт Уиммер, Роджер Тауни и Митч Глейзер) с Аль Пачино и Колином Фарреллом в ролях обошелся кинокомпаниям Touchstone Pictures, Spyglass Entertainment в 46 миллионов. При дистрибьюции Walt Disney Studios Motion Pictures он собрал 101 миллион в прокате. Но не коммерческий успех был главной целью при создании картины. Брэндон Чейз вложил в него всю свою душу, хотя нигде и не был указан как соавтор сценария. Впоследствии Брэндон разместил этот фильм на своем сайте (давно не работающий chasebrandon.com), он есть на странице Чейза Брэндона на сайте IMDB, а также Брэндон чуть ли не солировал в бонусном «фильме о фильме», в котором рассказывалось о том, как был сделан «Рекрут».

Мы уже рассказывали о кинофильме 1999 года от Showtime «В компании шпионов». По сути дела, это была проба пера и Брэндона Чейза и сценариста Роджера Тауна в совместной работе. Они притирались друг к другу и готовились к «Рекруту» - ведь, если посмотреть на «В компании шпионов», там можно найти множество сюжетных ходов из будущего «Рекрута». Впоследствии станет известно, что Брэндон был чуть ли не главным автором и идеи и мотором при ее реализации. «Триши Дженкинс в книге «ЦРУ в Голливуде» цитирует документы из судебного дела, которые включают переписку между Тауном и Брэндоном, начиная с 1997 года, когда был подготовлен первый черновик «Рекрута». Они убедительно показывают, что Брэндон был основным автором ранних версий «Рекрута». Хотя Таун и Эппл внесли свой вклад, а Курт Уиммер отшлифовал сценарий пару лет спустя в преддверии съемок, это было детище Брэндона, его Франкенштейн»[7].

Фильм «Рекрут» рассказывает об истории вербовки агентов в ЦРУ. Постоянные подставы со стороны наставников, коллег, рекрутов – трудно сказать до самого последнего момента, кто является хорошим, а кто – плохим в этом калейдоскопе предательств, шпионских игр и аморальных поступков. Вот, собственно, и все содержание фильма. Но, вероятно, в этом и была цель «Рекрута» - напомним, что это кино демонстрируют в ЦРУ как обучающее. Суть месседжа проста: никому не верить и быть верным организации. Вероятно, именно такого эффекта и намеревался добиться Брэндон Чейз, когда писал вместе с Тауном сценарий. Что ж, фильм, можно сказать, удался. Наравне с такими фильмами как «Охота за «Красным Октябрем»», «Осада» (1998), «Идентификация Борна» (2002), «Совокупность лжи» (2008), сериал «Черная метка» (2007 – 2013), «Рекрут» смотрят в агентстве в качестве учебного пособия. И пусть разведчики публично о нем отзываются как о «нелепой поделке», но точно известно, что фильм включали в автобусах, которые перевозили новобранцев в учебный центр, а затем заставляли пересматривать, когда везли обратно[8].

По меньшей мере 13 фильмов вышло в ЦРУ при непосредственном участии Брэндона Чейза: «Враг государства» (1998), «Шпионские игры» (2001), «Цена страха» (2002), «Идентификация Борна», «Плохая компания» (2002), «Рекрут», «Миссия невыполнима 3» (2006), «Знакомство с родителями», «Знакомство с Факерами», «В компании шпионов», «Переводчица» (2005), «Ложное искушение» (2006), «Война Чарли Уилсона» (2007). Мы не можем точно сказать об участии ЦРУ в двух первых частях франшизы «Миссия невыполнима», но, судя по тому, что мы знаем, оно все же было на уровне «благоприятного одобрения сценария». Чейз Брэндон передал свой пост в ЦРУ руководителя офиса по связи с индустрией развлечений преемнику - Полу Барри в 2007 году[9].

И «Ложное искушение», и «Война Чарли Уилсона» демонстрируют то, что впоследствии станет визитной карточкой во взаимоотношениях ЦРУ и Голливуда. Через большое кино ЦРУ «переписывает историю», фактически оправдываясь перед обществом за свои ошибки. «Ложное искушение» вроде бы рассказывает о виновных в провале «Операции в Заливе свиней», но на самом деле, сообщает зрителю, что все произошло по вине одного нерадивого и не самого чистого на руку главы ЦРУ Филиппа Аллена (прототип – Аллен Даллес). А вот уж после отставки Аллена – так уж разведка сразу и расцвела – подразумевается в фильме.

И никому не важно, что главный герой, которого играет Мэтт Деймон, Джеймс Энглтон – был тем самым инициатором и куратором операции «Хаос», провал которой привел к жуткому скандалу. Уотергейт, отставка Никсона – все это результат непрофессиональной, во многом очковтирательской работы Энглтона. Директор ЦРУ Уильям Колби, отправивший Энглтона в отставку в конце 1974 года, прекрасно понимал, что именно этот человек ответственен за крах репутации разведки и падение доверия к Управлению в обществе. Следует заметить, что после отставки Энглтона, его контрразведывательный отдел был сокращен впятеро – с 400 до 80 человек.

Что же до «Войны Чарли Уилсона», то это кино знакомит общественность с операцией «Циклон», которая проводилась ЦРУ для поставок оружия моджахедам в Афганистан. Фабула соответствует реальным событиям – конгрессмен от Техаса и наркоман Чарльз Уилсон попадается на крючок из-за своего пагубного пристрастия, и решает «искупить вину», организовав операцию в интересах США с подачи ЦРУ. Уилсон работает с офицером разведки Гастом Авракотосом, и вместе они развертывают масштабный канал поставок оружия для афганцев. Но глупый Конгресс после вывода советских войск сокращает финансирование этого направления, тем самым заложив бомбу замедленного действия под ситуацию в Афганистане.

Посыл фильма неприкрытый и вполне откровенный: нельзя сокращать поддержку своим марионеткам, даже если кажется, что в их услугах уже нет смысла. Подобное косвенным образом касается и самого ЦРУ, необходимость в сохранении которого в 90-х постоянно подвергалась сомнению. Фильм ставит точку там, где не место даже запятой – ведь, там, где завершается кинолента, берет свое начало запрещенная в РФ террористическая организация Аль-Каида – сеть, ответственная за удары по Америке в 90-х и начале нулевых. Но это уже не интересует сценариста, да и зрителей это знание не должно касаться. Не для этого снимался фильм, который даже был номинирован на «Оскар»!

 

 

[1] Pearse R. The Historical Roots of CIA-Hollywood Propaganda // The American Journal of Economics and Sociology. Vol. 76, №2, March, 2017. P. 301.

[2] Алешичева Т. Марсианин и хроники. Новый сериал о спецагентах с человеческим лицом и скромным бюджетом. Коммерсант, 30.01.2025. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7445958

[3] The Agency (2024 TV series). Wikipedia.org URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Agency_(2024_TV_series)

[4] Secker T. The time Tom Clancy was paid to speak at CIA headquarters – and he gave the money back. Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/time-tom-clancy-paid-speak-cia-headquarters-gave-money-back/

[5] История с названием фильма выглядит так же печально, как и само кино. Первоначально планировалось выпустить его под названием «Джек Райан: Москва». Затем – Москву поменяли на «Тень». В октябре название снова изменили на «Джек Райан: Тень прошлого». А на следующий день после смерти Тома Клэнси 2 октября 2013 года и это название изменили на «Тень будущего». И лишь в декабре 2013 года фильм получил финальный титр «Теневой рекрут».

[6] Secker T. The FBI’s Entertainment Liaison Office. Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/fbis-entertainment-liaison-office/

[7] Secker T. ClandesTime 078 – Chase Brandon: The CIA’s Man in Hollywood. Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/clandestime-078-chase-brandon/

[8] Secker T. ClandesTime 248 – The CIA on The CIA in Hollywood. Spy Culture. URL: https://www.spyculture.com/clandestime-248-the-cia-on-the-cia-in-hollywood/

[9] Barry Named CIA Entertainment Liaison. PRWeek. 5.06.2007. URL: https://www.prweek.com/article/1257404/barry-named-cia-entertainment-liaison


тэги
Голливуд и пропаганда; 

читайте также
Голливуд и пропаганда. Лекция 6. Странная стратегия ЦРУ
Голливуд и пропаганда. Лекция 5. ЦРУ, Голливуд и Джордж Оруэлл
Голливуд и пропаганда. Лекция 4. ЦРУ и Голливуд, грязные игры
Голливуд и пропаганда. Лекция 3. В преддверии краха
Голливуд и пропаганда. Лекция 2. Первые жертвы