Исторические фальшивки — норма для всех эпох. Причины их производства бывали разными — иногда в процесс вмешивалась политика, иногда — простая жажда наживы
Но желание что-то вписать в историю, чтобы затем манипулировать настоящим — универсальный подход, который наши предки использовали очень давно.
Один из самых знаменитых документов, повлиявших на историю - так называемый Константинов дар. Император Константин Великий (272 – 337), согласно тексту, в благодарность за исцеление его от тяжелой болезни, «отписывает» папе римскому Сильвестру западную часть своей империи, поскольку якобы «несправедливо, чтобы там, где император небесный поместил верховную власть священнослужителей и поставил главу христианской религии, земной император имел бы свою власть». А также устанавливает власть папы над всеми остальными епископами, в том числе патриархами в Восточной части империи.
Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию курса эссе историка и политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина. Курс разработан в рамках реализации проекта «Борьба с историческим ревизионизмом и противодействие попыткам фальсификации истории», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы в категории «Наше наследие» для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2024 году.
Ничего подобного с Константином не случалось и такого письма он не писал. Зато уже в VIII в. (Константин I правил пятью веками ранее) у папы римского случились проблемы с правившими в Италии лангобардами. Поддержку ему оказали представители рода Каролингов, которым поддержка папы нужна была в своих узкополитических интересах. Сначала мажордому Пипину требовалось, чтобы в Риме признали его законным королем, а потом Карлу Великому захотелось стать императором. За это франки разгромили лангобардов и признали за папой власть над Римом и всей церковью.
Но дружба императоров с папами вскоре превратилась в жесткое соперничество. Светские властители хотели сами назначать в своих владениях церковных иерархов и не очень стремились платить в Рим отчисления подведомственной им паствы. Папский престол против этого категорически возражал, раз за разом привлекая к делу сомнительный «дар Константина». Разоблачили фальшивку окончательно в XV в., но римские папы еще не раз прибегали к помощи «завещания» императора, умершего более тысячи лет назад.
Много позже, уже в эпоху национального подъема в Европе нередко появлялись фальшивые древности, призванные открыть настоящую жизнь древних предков. Некоторые из этих фальшивок имели и серьезное историческое значение. Такими, например, были «Поэмы Оссиана», изданные во второй половине XVIII в. и выданные за древний кельтский эпос III в. У реального автора долгое время требовали предъявить оригиналы поэм на гэльском языке, но он отказывался. Когда много позже они были опубликованы, оказалось, что они являются обратными переводами с английского, причем на современный гэльский, а не древний. И? тем не менее «Поэмы Оссиана» имели грандиозный успех даже после разоблачения: Вальтер Скотт, поэты Озерной школы, Байрон, немецкие поэты из «Бури и натиска», Николай Гумилев и Осип Мандельштам были их поклонниками и черпали в них вдохновение для своего творчества. Наполеон брал томик «Оссиана» с собой в походы.
Фейковые древности вполне были популярны и позже. «Велесова книга», изданная в среде эмигрантов из России в 1950-х годах - самый громкий пример такого рода на «славянском» материале. Это фальсифицированная история происхождения «славян-русичей» от ариев. Филологи и историки однозначно определили текст, как фальшивку. Что не мешает и сегодня верить в подлинность эпических сражений славян с гуннами и древними греками неоязычникам и некоторым русским горе-националистам.