Начну с того, что это я убил Кенни. Убил и не раз в игре с двусмысленным названием «South Park: The Stick of Truth»
В игре ничего особенно и неожиданного нет, мало скрытых смыслов и социальной — и консервативной — сатиры, за которую мы так любим «Саус Парк». В игре, пожалуй, любопытна только отсылка к небезызвестному копью, которое по легенде искал Гитлер. Копье символически замуровано в Палку Истины.
Пока я проходил игру, вышел 19 сезон «Южного Парка». Судя по первой серии, сезон во сто крат превосходит предыдущий. Чем же так хороша первая серия нового сезона ЮП?
Новый сезон ЮП начинается с реанимации старой доброй темы, вновь актуальной в наши дни, — темы толерантности. Можно ли смеяться над геями и людьми другой национальности? Левые либералы, качки-студенты, среди которых и новый директор школы Южного парка категорически отвечают: nicht! Нельзя этого делать. Категоричность студентов подкрепляется не только дискурсивными практиками, но и практиками насилия. Так, директор кулаками ломает не только лицо (физиологию) Эрика Картмана, но и его психологию. Главный нетолерантный злодей мультфильма вдруг становится… Тер-пи-мым… (Маленький и тихий восклицательный знак.)
Когда в России только начался показ мультсериала «Симпсоны», один из его главных героев Гомер Симпсон очень полюбился зрителю. Почему? Потому что раздолбай. Иногда добавлялись следующие пассажи: «Так Симпсон-то — русский!» Кстати, что Симпсон русский подтверждалось (цинично) в одной из серии, когда бармен Мо тестирует Гомера на алкоголь в крови: шкала начинается от «в сосиску» до «Борис Ельцин». Логику «Симпсон-то — русский!» можно было наблюдать не только у обывателя, но и у вполне радикально настроенных художников. Еще в 90-е Александр Непомнящий пел:
Джело Бьяфра Русский и родом с Москвы,
Курт Кобейн тоже Русский и родом с Москвы,
Джим Моррисон Русский и родом с Москвы,
Джимми Хендрикс Русский и родом с Москвы…
Другие контркультурные герои утверждали, что даже покемоны (чинпокмоны?) должны подвергнуться тотальной русификации: если ты покемон, то обязан быть русским.
Беру на себя смелость утверждать, что логика «А Картман-то — русский!» точно также возможна и существует в головах многих зрителей. Иначе как объяснить огромное количество рюкзачков и футболок с портретом Эрика, которые встречаются в разных городах России?
Итак, если Картман — русский нетерпимый мужик, то мужик сломленный. Ему больше нельзя шутить на табуированные лево-либеральным дискурсом темы в утопическом государстве — американский Южный парк, штат Колорадо (он же русская фантазия западников).
Мультфильм заканчивается неоднозначно. В Южном парке толерантность побеждает. Мальчик Кайл вопрошает: как же так вышло, что сломленный и проигравший, Картман все равно выиграл?
Почему же Картман выиграл?
А. Потому что Россия, какой бы неприятной она иногда не казалась, — непобедимая и лучшая страна в мире.
Б. Таков сценарий.
В заключение немного консервативного брюзжания по поводу американской массовой культуры. Диссоциативное расстройство идентичности — есть такой диагноз в психиатрии. В народе эту болезнь именуют шизофренией, которая характеризует распад мыслительных процессов.
Как известно любому здравомыслящему человеку, мультфильмы — это то, что должно воспитывать детей, готовить их к взрослой жизни, делать их разумными. Это идеал. Реальность же такова: мультфильмы — то, что делает зрелых мужчин и женщин инфантилами, безответственными бездарностями, а то и психопатами.
Возьмем в пример мультсериал «Американский папаша», состряпанный для промывки мозгов детей и взрослых всего света, включая и российских ребятишек. Создателем этой поделки является Сет Макфарлейн, известный в России фильмом «Третий лишний» про плюшевого мишку наркомана секс-маньяка. Также режиссер печально знаменит мультсериалом про семейку извращенцев «Гриффины».
«Американский папаша» аналог «Гриффинов», но более милитаризованного характера.
Нас будет интересовать не Стэн, а один из специфических членов семьи Смита — инопланетянин Роджер. Роджер обожает вживаться в роли других людей. Он может предстать бабушкой-старушкой, сутенером, панком, миллионером, кем угодно. Все эти перевоплощения сопровождаются манипуляциями людьми, алкоголем, наркотиками и бесконечными сношениями со всеми подряд (Роджер бисексуален). Также ему не чужды убийства просто так, игры ради. Но самое интересное в Роджере его идентичность. Он способен идентифицироваться с ролью человека, в которого он играет, так, что готов пожертвовать собой, если того требует вымышленный шизофренический сценарий.
Станиславский мог бы воскликнуть «верю!», если бы речь не шла о том, что Роджер не играет. Давайте на несколько минут представим такое существо в настоящей жизни: сегодня он — это он, а завтра этот он — она; сегодня она проститутка, а завтра киллер; сегодня она убивает, а завтра жертвует свою ногу на ритуал сатанистам. Представить себе такое несложно. Подобные мультфильмы откладывают личинки в сознании людей, которые могут превратить человека в хищника и маньяка.
Философ Александр Павлов как-то заметил, что в американской мультсериальной культуре отчетливо прослеживаются две идеологии: либерализм и консерватизм.
Консервативными мультиками являются такие сериалы, как упомянутые выше «Южный парк» и «Симпсоны». Как так? Небезызвестно, что многие российские патриоты борются с этими порождениями «мериканского попса», пытаются запретить семейку Симпсонов и пацанов из южного. Павлов кроет тем, что данные продукты содержат очень важные консервативные ценности, такие как семья, дружба, любовь. Когда Гомер Симпсон от души лупит своего сына, он тем самым воспитывает его. В «Симпсонах» хорошо показаны взаимоотношения брата и сестры, со всеми ссорами и примирениями, помощью в трудную минуту. «Южный парк» — сериал про дружбу, пускай хулиганскую, сложную, но дружбу. Также в мультике активно присутствуют семьи: бедные, богатые, строгие, порой нелепые, но всегда встающие на защиту своих детей.
В проектах («Гриффины», «Американский папаша») Сета Макфарлейна царит даже не либерализм, а мультанархия. В «Гриффинах» глава семейства может просто так стукнуть дочь, ни с того ни с сего пустить ей газы в лицо. В этом же мультсериале говорящая собака совокупляется с трансвеститом, а дедушка-инвалид мечтает о сношениях с несовершеннолетним мальчиком. Во многих сериях «Гриффинов» малыш Стьюи изыскивает способы для убийства матери. В «Американском папаше» царит культ насилия и шизофрения.
Зададимся вопросом, к чему ведет такая безграничность? К коллективному безумию, распаду общества на насильников и убийц. Мультфильмы по типу «Американского папаши» показывают утопию садистского мира, его шизофреничность. Такие сериалы полезны для психологов — богатая пища для анализа и размышлений. Такие сериалы полезны для думающих людей — становится понятно, каким мир быть не должен никогда.