Экономический мегарегулятор для России. Часть 2

08 января 2025 / 22:27

Очевидно, что Банку России (Центральному банку России) нецелесообразно поручать возглавить работу по переходу к новому технологическому укладу и, соответственно, наделять его функциями экономического мегарегулятора

Ряд специалистов полагает, что Банк России в полной мере не справляется даже с ролью финансового мегарегулятора, хотя Банк России с 2013 осуществляет функции мегарегулятора финансового рынка. На пути к получению статуса мегарегулятора финансовых рынков Банк России поглотил ряд профильных ведомств. В результате он получил столь желанные ему многочисленные функции. Но, как кажется, не сумел их полноценно использовать. Фактически, единственным инструментом в денежно-кредитной политике Банка России стало изменение ключевой ставки. Однако этой меры недостаточно, потому что ключевая ставка не является универсальным экономическим инструментом, некоей волшебной палочкой.

В свою очередь, Банк России так и не сумел создать масштабный фондовый рынок, привлечь миллионы граждан страны в качестве инвесторов компаний и т.п. Вероятно, у руководителей Банка России нет желания заниматься этими проблемами. Но проблемы никуда не уходят, а только копятся, становясь уже хроническими.

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ также не подходит на роль экономического мегарегулятора. Минпромторг РФ имеет только административные рычаги воздействия на предприятия. Однако административные меры, включая даже возможность увольнения директоров предприятий ОПК, для обеспечения перехода к новому технологическому укладу будут бесполезными и неэффективными. Нужны экономические рычаги и механизмы управления ситуацией в сфере реальной экономике, конкретнее – обрабатывающих отраслях промышленности (ОПК и гражданской продукции). Однако Минпромторг РФ никогда не вмешивается в производственно-хозяйственную деятельность подведомственных ему предприятий, ограничиваясь только контролем над выполнением плановых заданий по производству военной продукции.

Но ведь уже есть действующая система управления координации деятельности в сфере ОПК для реализации интересов и планов государства. Я говорю о взаимодействии Министерства обороны РФ и предприятий ОПК. Только Минобороны РФ сегодня по-настоящему может заняться этим вопросом. В российской экономике такой центр может возникнуть только пока как ведомственный, т.е., министерской принадлежности. А это пока – только Министерства обороны РФ.

 

Министерство обороны РФ как экономический мегарегулятор

Ведь МО РФ как раз имеет обширные и многолетние связи с предприятиями ОПК, накопленный опыт работы, способно реально оказывать определённое влияние на деятельность предприятий ОПК. Например, на качество выпускаемой военной продукции, её стоимость. На каждом промышленном и конструкторском предприятии ОПК постоянно находятся военные представители МО РФ. То есть, сегодня на роль экономического мегарегулятора пока наилучшим образом подходит только Министерство обороны РФ.

Тем более, что во главе МО РФ находится известный экономист А. Белоусов. Ранее он возглавлял Министерство экономического развития РФ, а также был первым вице-премьером правительства РФ.

В пользу выбора МО РФ есть много аргументов «за», например:

1. Всё финансирование производства военной продукции и оплата гособоронзаказа сегодня осуществляется за счёт Министерства обороны РФ. Оно получает средства из федерального бюджета и затем, по мере предъявления произведённой продукции, оплачивает счета, предъявляемые предприятиями ОПК.

2. Именно рост военных расходов и объёмов государственного оборонного заказа в последние годы привел к общему оживлению экономики и росту национального ВВП России. В итоге, МО РФ стало основным субъектом финансовой и экономической сферы РФ. И эта роль продолжает возрастать во всё большей степени. Это привело к усилению роли и влиянию МО РФ в экономике РФ.

3. При рассмотрении вопроса о предоставлении МО РФ статуса и функций экономического мегарегулятора можно дополнительно отметить, что Министерство обороны РФ больше других министерств остро заинтересовано в стабильной долгосрочной работе и устойчивом экономическом и финансовом положении предприятий ОПК на предстоящие десятилетия (особенно в условиях монополизма предприятий ОПК).

Но, всё-таки, жизнь есть жизнь: военные заказы не всегда могут быть стабильными и достаточно крупными. О предстоящем сокращении гособоронзаказа уже стало известно.

Однако МО РФ должно стремиться к тому, чтобы сохранить предприятия ОПК в рабочем состоянии в любой ситуации, даже в условиях временного дефицита военных заказов (гособоронзаказа). То есть, не допустить прямой зависимости между снижением (и даже временным отсутствием) военных заказов и уровнем работоспособности и финансового состояния предприятий ОПК. По этой причине Министерство обороны РФ уже не должно выполнять только примитивную функцию покупателя военной продукции.

Ситуация 90-х годов не должна повториться. Тогда советские предприятия ОПК, практически лишённые военных заказов, оказались нежизнеспособными, стали чахнуть и, в основном, прекратили свою деятельность. Августовский кризис 1998 года и крушение банковской системы страны практически не затронули оборонные предприятия, потому что они и так уже тогда не работали, безо всякого кризиса.

По этой причине Министерство обороны РФ должно требовать от предприятий ОПК такой организации их деятельности, чтобы временный дефицит военных заказов не означал ухудшения деятельности сферы ОПК. Если точнее, МО должно взять на себя инициативу создания такой системы работы.

И эти требования по достижению устойчивости предприятий ОПК должны быть достигнуты под контролем МО РФ.

 

Проблемы и направления создания экономического мегарегулятора в составе Министерства обороны РФ

Фактически, Министерство обороны РФ уже является мегарегулятором экономики России. На современном этапе именно МО РФ уже стало выполнять (вольно или невольно, в большей или меньшей степени) роль экономического мегарегулятора. Причём, влияние МО РФ распространяется не только на сектор оборонной промышленности. Многие отрасли и сферы экономики в процессе распределения и перераспределения финансовых потоков, поступающих от МОФ РФ в оборонный сектор, также положительно стимулируют и другие отрасли и сектора экономики – жилищное строительство, розничная и оптовая торговля, здравоохранение, образование, социальная сфера и т.п.

Подъём промышленности и экономики РФ, рост национального ВВП во многом является следствием многократного увеличения финансирования со стороны МО РФ заказов для промышленности. Поэтому, хочет МО РФ или нет, но ему надо как-то соответствовать этой роли. А не просто оставаться, пребывать в статусе распорядителя кредитов, т.е. только передаточного звена между федеральным бюджетом РФ и предприятиями ОПК России, исправно переводя им бюджетные средства.

Таким образом, МО РФ не только имеет возможность, но и ДОЛЖНО изменить свои функции по отношению к промышленности и предприятиям ОПК. Изменения должны затронуть и основные принципы взаимоотношений в сфере ОПК. Роль МО РФ в экономике должна значительно возрасти за счёт официального наделения военного ведомства соответствующими правами и обязанностями.

В итоге произойдут положительные изменения в сфере ОПК, что выразится, в частности, в более высокой эффективности использования финансовых средств и эффективности деятельности всего ОПК и т.д.

Однако сегодня официально эта роль Министерства обороны в современной экономике России никакими директивными документами не определена. Никакими соответствующими регулирующими и надзорными функциями МО РФ пока не наделено. Никаких изменений в структуре МО РФ и появления новых структур так же нет и не планируется.

До настоящего времени существующие методы и формы контроля со стороны МО РФ за использованием промышленностью получаемых средств в рамках ГОЗ в недостаточной степени затрагивают экономическую деятельность предприятий сферы ОПК.

Следует отметить, что при высокой степени милитаризации экономики СССР роль и значение Министерства обороны СССР тогда не были значительными для экономики СССР. Объяснялось это тем, что основной контроль и руководство оборонными предприятиями осуществляло ЦК КПСС.

Военные же расходы в целях советской пропаганды формально занижались и потому скрывались, размывались, были завуалированы, проходили по сметам союзных министерств. В основном, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) финансировались гражданскими министерствами. МО СССР контролировало весь ход, все этапы выполнения НИОКР, но финансировало напрямую только завершающие этапы оборонных опытно-конструкторских работ (изготовление опытных образцов для проведения испытаний и проведение государственных испытаний). В итоге влияние МО СССР на экономику оборонного сектора было незначительным.

Сейчас же МО РФ функционально повторяет МО СССР, хотя на самом деле его роль и влияние в экономике страны значительно выросли по сравнению с советскими временами.

 

Функции и задачи Министерства обороны РФ как мегарегулятора экономики, сфера его деятельности

Методы и принципы взаимодействия и отношений между МО РФ и остальными субъектами экономики (в основном, промышленными предприятиями) практически не изменились. Это не позволяет повысить эффективность использования средств, выделяемых из федерального бюджета по смете МО РФ и направляемых на оплату продукции, создаваемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Это не позволяет приступить к успешному переходу к новому технологическому укладу и начать наращивать выпуск гражданской продукции на предприятиях ОПК. Следует провести ряд принципиальных и кардинальных изменений в МО РФ для того, чтобы придать ему функции мегарегулятора экономики промышленности ОПК (да и значительной части экономики страны).

Следует перераспределить некоторые регуляторные функции от других министерств и ведомств, а также Банка России в пользу МО РФ и соответственным образом их сформулировать.

Следует внести изменения в статус МО РФ и переформатировать его структуру и т.п.

В частности, целесообразно создать Главное экономическое управление МО РФ.

Очевидно, что сами предприятия ОПК самостоятельно, без привлечённых специалистов, сегодня не смогут начать активно массовый выпуск гражданской продукции. Нужно вмешательство и влияние, помощь и консультации со стороны. Министр обороны РФ А. Белоусов способен создать для этого сильную команду экономистов. Именно МО РФ должно взять на себя решение проблемы сохранения стабильной работы предприятий ОПК независимо от наличия крупных военных заказов. Для этого должны быть внесены кардинальные изменения в организацию сегодняшних отношений между МО РФ и предприятиями ОПК.

МО РФ предстоит, в частности, отказаться уже от роли фактически простого покупателя военной продукции, которая сейчас пока не предусматривает регулирования деятельности предприятий ОПК.

Следует помнить, что предприятия ОПК в настоящее время фактически являются государственными, что облегчает задачу регулирования их деятельности.

При этом можно вкратце отметить некоторые задачи (но их гораздо больше):

- добиться устойчивой работы ОПК вне прямой независимости от наличия военного заказа и его размеров (объёмов);

- обеспечить эффективное использование и маневрирование имеющими ресурсами МО РФ и ОПК с целью предотвратить истощение экономики РФ под грузом военных расходов;

- начать и успешно провести переговорный процесс с руководителями ОПК и крупнейших предприятий ОПК по вопросам внесения изменений и корректив в систему взаимоотношений с МО РФ;

- необходимо будет решить вопрос о создании новых, кроме сметы МО РФ, денежных (финансовых) источников в сферу ОПК. Одним из вариантов будет акционирование предприятий ОПК и вывод их акций на фондовый рынок для продажи инвесторам. Инвесторы – это, возможно, будут граждане РФ, обладатели крупных сумм наличных денег вне банковской системы и зарубежные инвестиционные фонды.

Следует отметить, что акционирование предприятий ОПК сегодня уже и так происходит в плановом порядке и без лишней шумихи.

Начать работу можно с того, чтобы МО РФ получило функции мегарегулятора военной экономики, т.е. сначала только сферы ОПК. Затем, что логично, МО РФ станет приобретать влияние на основную экономику страны.

Возможно, функции экономического мегарегулятора со временем будут переданы уже какой-то новой мегаструктуре. А Министерство обороны РФ вернётся к выполнению традиционных для него задач, связанных преимущественно с военной продукцией.

К слову, проблема регулирования в экономике России очень значительная. Например, в сфере цифровой экономики РФ до настоящего времени не создано эффективное регулирование - как правовое, так и экономическое.

И совсем не обязательно для МО РФ добиваться официального объявления статуса мегарегулятора. Вообще, без соответствующей подготовки и работы, формальное наличие статуса мегарегулятора не будет иметь какого-то решающего значения (как это произошло с Банком России). Более важно то, что надо провести кропотливую работу по созданию необходимых механизмов регулирования экономики.


тэги
экономика; 

читайте также
Почему крипта не сделает нас свободными
Как обезвредить бомбу замедленного действия в виде стейблкойнов?
Экономический мегарегулятор для России. Часть 1
Заморозка банковских вкладов населения – выход или нет?
Искра и пламя