На Санкт-Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2025 года были сделаны программные заявления о необходимых экономических переменах и предстоящих мероприятиях экономического характера
В ходе панельных дискуссий неоднократно прозвучала озабоченность по поводу сложившейся ситуации в экономике. На форуме прозвучал единодушный вывод, что Россия стоит перед необходимостью перехода к новому технологическому укладу.
Ещё 23 апреля 2025 г. на заседании военно-промышленной комиссии Президент РФ Владимир Путин потребовал активизировать создание высокотехнологичной продукции и разработку искусственного интеллекта. Запланировано, что активное участие в этой деятельности должны принять предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
На ПМЭФ-2025 Президент РФ Путин, в частности, назвал задачу для правительства и бизнеса выпускать на оборонных предприятиях гражданскую, преимущественно высокотехнологичную, продукцию. По словам Путина, России нужно уходить от «деления компаний на чисто оборонно-промышленные и на предприятия, работающие исключительно в гражданском сегменте».
Необходимость участия предприятий ОПК объясняется многими причинами. Например, концентрацией в сфере ОПК огромного экономического потенциала, миллионов человек персонала, масштабными финансовыми потоками, большого количества соисполнителей и партнёров и т.д. Поэтому тема оборонно-промышленного комплекса как основного драйвера экономических перемен и перехода к новому технологическому укладу опять находится в поле зрения и приоритетов Президента и правительства.
Выпуск вооружения уже стал тяжёлым бременем для отечественной экономики. По словам Путина, оборонные расходы России в 2025 году составят 13,5 трлн. рублей: «это немало, мы заплатили за это инфляцией, но страна с ней борется». Траты РФ рассчитаны под успешное завершение СВО, но впоследствии планируется их сокращение.
Из истории известно, что военные расходы – это всегда огромная и невыгодная нагрузка на экономику. А гражданская продукция, в отличие от военной продукции (вооружения, военной техники и военно-технического имущества), является товарной продукцией, т.е. предназначена для реализации широкому кругу потребителей. Выпуск гражданской продукции высокого качества является благом для экономики. Это позволяет удовлетворить предприятий и людей, снизить зависимость от импорта товаров, а также уменьшить объём свободной денежной массы в стране и, тем самым, снизить инфляцию.
Очевидно, что под данную тему правительство снова выделит сотни миллиардов рублей. Они появятся как в результате сокращения гособоронзаказа (ГОЗ), порой и принудительного сокращения части ГОЗ, так и перехода на выпуск более дешёвых видов вооружения. Так, Путин отметил, что недорогие беспилотники стали эффективными средствами для поражения дорогой военной техники.
Однако возникает проблема грамотного, правильного и целевого использования выделенных средств. Пока нет сомнения в том, что эти средства традиционно будут использованы крайне неэффективно. Опыт расходования средств без получения необходимых результатов уже имеется, и неоднократный. Иными словами, бюджеты будут привычно освоены, но опять без нужных результатов.
Поэтому необходимо назначить ответственных за подготовку перехода предприятий ОПК к новому технологическому укладу и за контроль использования выделенных средств из бюджета.
По итогам ПЭМФ-2025 мы подготовили ряд предложений и идей, которые могут иметь практическое применение в современной экономике России.
Ситуация в ОПК в связи с предстоящим сокращением гособоронзаказа и переходом к послевоенной экономике РФ
Уже почти год, как экономические аналитики и специалисты отмечают, что в секторе ОПК в последнее время наметились серьёзные и принципиальные изменения. В немалой степени, это происходит в связи с предстоящим окончанием СВО. Безусловно, это повлияет и на общую ситуацию в экономике РФ.
В связи с проводимыми сегодня мирными переговорами и предстоящим прекращением СВО можно начинать говорить о послевоенной экономике РФ. Это означает изменение сегодняшней экономической ситуации в сфере ОПК.
Так, в ноябре 2024 г. на форуме Финансового университета и в своих дальнейших интервью и заявлениях глава Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что в связи с предстоящим неизбежным прекращением СВО гособоронзаказ сократится не менее, чем на 50%. Очевидно, что при этом, соответственно, произойдёт сокращение выпуска продукции предприятиями ОПК и их денежной выручки. А ведь из-за этого придётся сокращать теперь уже лишний персонал предприятий ОПК.
На ряде предприятий ОПК уже начали готовиться к возможному сокращению персонала, вплоть до 50%. Поэтому администрация уже требует от своих профсоюзных комитетов начать работу по подготовке к этим штатным мероприятиям - с целью смягчения реакции и предотвращения неизбежных трудовых конфликтов и социальной напряжённости среди сотрудников предприятий. Но страна заинтересована в сохранении стабильной деятельности предприятий ОПК.
К сожалению, существует вполне реальная возможности нарастания кризисных явлений в связи с тем, что предприятия ОПК пока не готовы к таким изменениям и самостоятельно не смогут справиться с решением возникающих задач и проблем.
Может повториться ситуация 90-х годов, когда из-за обвального сокращения военных заказов, финансировавшихся из госбюджета, произошло массовое падение промышленно-производственной и экономической активности предприятий ОПК, практической остановкой их работы, увольнением практически всего персонала. Это будет означать вновь потерю экономического, научного, промышленного, кадрового потенциала уже не только сферы ОПК, но в значительной степени и всей обрабатывающей промышленности РФ.
Поскольку обстановка в экономике начинает стремительно и кардинально изменяться в соответствии с последними политическими процессами, то, соответственно, требуются изменения директивного характера в стране и создание новых экономических и финансовых механизмов. Требуется создание новых инструментов стимулирующего характера.
Очевидно, что правительство РФ и руководство промышленности должно решить проблему сохранения загрузки предприятий ОПК в связи с сокращением выпуска военной продукции. Это необходимо сделать, в том числе, и ради недопущения неизбежного роста безработицы и ухудшения уровня жизни населения в связи с сокращением потребности в персонале, ранее занятого выполнением ГОЗ, и общим снижением их доходов.
Необходимость регулирования сферы ОПК в современных условиях как основа регулирования всей экономики России
В настоящее время невозможно приступить к реализации каких-либо масштабных экономических мероприятий в России без активного и массового участия в этом предприятий ОПК.
Однако к таким изменениям и проблемам сами предприятия ОПК, как и в целом экономика РФ, пока не готовы. В том числе, по той причине, что на предприятиях ОПК сохраняется хронический дефицит высококвалифицированных экономистов. Также предприятия ОПК не хотят изменять свой привычный стиль работы и переходить на какие-либо бизнес-модели своей деятельности.
Директора предприятий ОПК всегда неохотно реагировали на необходимость выпуска ими гражданской продукции. Они привыкли к комфортным условиям своей деятельности по выпуску военной продукции. В частности, к тому, что у них всегда есть обеспеченный бюджетным финансированием заказ на военную продукцию. И поэтому вся деятельность предприятий ОПК уже окончательно сложилась в условиях плановой и командно-административной системы экономики. Поэтому выпуск военной продукции всегда являлся приоритетным для ОПК.
А вот в случае выпуска гражданской продукции предприятиям ОПК придётся работать по-другому. Фактически, речь идёт о работе в условиях рыночной экономики. Придётся многое организовывать и работать в новых условиях, проводить гибкую экономическую политику. В частности, искать рынки сбыта продукции и покупателей, закупать новое оборудование, создавать новые технологические процессы, организовывать сбыт, рекламу и сервисное обслуживание проданной гражданской продукции и многое другое.
Руководители ОПК вновь хотят иметь для этого комфортные условия. Например, в 2019 году, до пандемии, они предлагали правительству создать некий гражданский заказ, а государству - субсидировать производство и закупки гражданской продукции.
Затем, с 2020 года, в связи с пандемией и началом СВО, проблема выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК перестала быть приоритетной.
Теперь, когда уже назрела необходимость завершить СВО, тема загрузки предприятий ОПК выпуском гражданской (товарной) продукции вновь постепенно выходит на первое место.
Необходимость создания экономического мегарегулятора
Ситуация в экономике России остается непростой. Это уже признаётся специалистами и многими представителями бизнеса и государства.
В последние месяцы на уровне руководства настойчиво говорят об исчерпанности модели экономического роста. Перед страной стоит острая необходимость перехода к инновационной экономике и новому технологическому укладу, скорейшему созданию нового научно-технического потенциала страны.
Однако, среди прочего, препятствием является некомпетентность управления экономикой страны, которая заключается в неумении финансово-экономического блока правительства решать существующие проблемы, а также правильно увидеть перспективы экономики и обеспечить развитие страны в необходимом направлении. Более конкретно, речь идёт о всё более неэффективном руководстве экономикой страны со стороны основных ведомств, которые уже фактически самоустранились от решения перечисленных проблем.
Поэтому перемены в экономике необходимо начинать с совершенствования механизма управления отечественной экономикой.
Для этого необходимо иметь организационную структуру, которая будет способна достаточно успешно выполнять функции регулирования и управления в сфере экономики. В первую очередь – в сфере оборонно-промышленного комплекса, в котором производится военная продукция, но необходимо многократно увеличить выпуск и гражданской продукции.
Но в современных условиях в России такой центр управления экономикой не возникнет сам по себе. Нужно решение на самом верху.
Однако создавать с нуля такой центр управления изменениями в экономике представляется неэффективным. Это займёт много времени, которого и так нет. Поэтому функции экономического мегарегулятора следует возложить на уже существующую структуру. Но возникает вопрос, кто сможет стать таким экономическим мегарегулятором.
У нас такой центр может возникнуть только пока как ведомственный. Т.е., министерской принадлежности. Но тут если проблемы.
Например, главный экономист ВЭБ Андрей Клепач на Московском академическом экономическом форуме (МАЭФ-2025) предложил создать новую систему управления научно-технологическим комплексом (НТК) России. Клепач предлагает создать надминистерский орган для координации различных органов власти. Надминистерский – надо понимать, т.е. орган, объединяющий несколько министерств.
Однако, исходя из опыта, очевидно, что практическое создание такой системы сегодня затормозится отсутствием заинтересованности министерств и ведомств в её реализации. В условиях фактически административно-командной модели управления экономикой России, которая сегодня существует и копирует прежнюю советскую, трудно надеяться на проявление какой-либо инициативы со стороны какого-нибудь министерства РФ. Фактически, идея может трансформироваться в своего рода общественную нагрузку для министерств, что явно не будет их стимулировать.
Но, по вышеизложенным причинам, сейчас в сфере ОПК нет эффективных экономических механизмов, стратегии развития (тем более, в условиях перемен), что обеспечит успешный выход предприятий ОПК за рамки привычной деятельности
Поэтому, как уже отмечалось ранее, в стране нужно создать центр управления переменами в экономике. То есть, должен существовать экономический мегарегулятор. С учётом стратегической важности для страны, начать надо со сферы ОПК. Мегарегулятор нужен для решения ряда задач, например, таких, как: сформулировать стратегию дальнейшего развития национальной экономики с участием ОПК; определить конкретные ориентиры и направления деятельности предприятий ОПК; создать механизмы работы предприятий ОПК в новых условиях; возглавить работу по переходу к новому технологическому укладу; организовать взаимодействие между участниками разработки, создания, реализации и сервисного обслуживания произведённой товарной продукции с привлечением оборонных и гражданских предприятий и организаций и т.д.
Среди прочего, мегарегулятор экономики позволит улучшить социальную ситуацию, вовлекая новое число предприятий и людей в создание гражданской продукции.
В условиях дефицита времени функции экономического мегарегулятора следует возложить на уже существующую структуру. Но возникает вопрос, кто сможет стать таким экономическим мегарегулятором.
О том, кто правильно выбрать экономического мегарегулятора и кто может успешно выполнять его функции – в следующей статье.