Дымовая завеса «особого статуса» Донбасса

18 сентября 2014 / 20:34

Киев, на первый взгляд, в полном соответствии с Минскими договоренностями сделал шаг в направлении мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины. Впрочем, тут же появился целый ряд моментов

Верховная рада Украины 16 сентября приняла законы «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Тем самым Киев, на первый взгляд, в полном соответствии с Минскими договоренностями сделал шаг в направлении мирного урегулирования конфликта на юго-востоке Украины. Впрочем, тут же появился целый ряд моментов, которые вызывают неизбежные сомнения в искренности миролюбия киевских властей.

Начать с того, что голосование по проекту, внесенному в парламент президентом Петром Порошенко, проводилось в закрытом режиме. Как полагают эксперты, сделано это было потому, что Порошенко не располагает в Раде должной поддержкой. Ему было бы сложно добиться одобрения законов об «особом статусе» Донбасса без предварительной торговли с радикально настроенным националистическим парламентским большинством, выступающим за «войну до победного конца». Отсюда и закрытое обсуждение, и закрытое же голосование, по итогам которого законопроект «Об особом порядке местного самоуправления…» поддержали 277, а закон «О недопущении преследования и наказания…» — 288 депутатов.

Впрочем, может существовать еще как минимум одно объяснение: в ходе закрытого обсуждения сторонники Порошенко в Раде уговаривали более радикальных коллег-депутатов поддержать президентские законопроекты на том основании, что это лишь необходимая формальность, на которой настаивают зарубежные спонсоры Киева, а на самом же деле содержание документов настолько расплывчато, что его можно толковать как угодно.

Обращает на себя внимание и тот факт, что законыпока не подписаны президентом — в отличие от принятого радой в тот же самый день закона о ратификации соглашения об ассоциации Украины с ЕС, который Порошенко подписал прямо в стенах парламента после его принятия депутатами.

Иными словами, законы об «особом статусе» Донбасса пока не вступили в силу.

А тем временем высказывания ряда высокопоставленных украинских чиновников и политиков заставляют предположить, что принятые Радой документы — это лишь дымовая завеса, за которой скрывается полное нежелание Киева вести реальный диалог с Донецком и Луганском.

Как пояснил, например, заместитель главы администрации президента Украины Игорь Грынив, речь в документах не идет о провозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках, ни даже о Донецкой и Луганской областях, а лишь об «отдельных общинах» наподобие «сельских, поселковых, местных советов».Собственно, и в финальной версии закона об «особом статусе» говорится: «Согласно этому закону, временно, на три года со дня вступления в силу этого закона, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым принадлежат районы, города, поселки, села в пределах территории, определенной решением руководителя антитеррористического центра при Службе безопасности Украины».

Что же касается финансирования данных территорий из украинского госбюджета, то оно, по словам Грынива, будет зависеть от того, признает ли местное население киевскую власть: «Признаем, что это наша территория, и наша земля, и наши люди, и мы будем им помогать и будем восстанавливать эти территории».

Еще более определенно высказался по поводу выделения бюджетных средств министр финансов Украины Павел Петренко: «Когда эти территории будут освобождены, когда там будут наши легальные органы власти, тогда Украины будет проводить все внутренние финансирования». При этом глава Минфина не исключил возможности создания специального фонда, в который «украинские олигархи с востока и, возможно, международные доноры смогут вносить пожертвования для восстановления Донбасса».

А советник президента и депутат Николай Томенко подчеркнул, что принятие законов «не означает, что мы останавливаем проведение антитеррористической операции и развитие вооруженных сил Украины». Использовать каждый день перемирия «не для политических баталий, а для укрепления вооруженных сил» призвал и спикер Верховной рады Александр Турчинов.

Отметился ярким высказыванием и премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, правительство даст деньги на проведение предусмотренных законом муниципальных выборов только при соблюдении ряда условий: «Выборы — это когда гражданин Украины с гордо поднятой головой и украинским паспортом идет по улице, видит рекламу кандидатов, может встретиться с депутатом и спросить его, что он намерен делать, может увидеть ток-шоу с депутатом. Когда обеспечена прозрачность и открытость. Когда любая партия может внести своих кандидатов… При других условиях — это не голосование, а легализация бандитов, которую мы не позволим».

Суммируя эти высказывания, нетрудно заметить, что по своему духу они вполне соответствуют первому «мирному плану» Порошенко, который на самом деле был просто ультиматумом.

В принятых Радой законах нет ни «особого статуса», ни приглашения к диалогу, а лишь все то же ультимативное требование: прекратить вооруженное сопротивление и признать центральную власть в Киеве. И тогда эта власть милостиво разрешит проведение выборов (которые вообще-то относятся к числу неотъемлемых конституционных прав граждан) и даст денег на восстановление того, что сама же и разрушила в ходе так называемой «антитеррористической операции». И даже, может быть, кого-то простит. Хотя далеко не всех, потому что, как пояснил генпрокурор Виталий Ярема, закон «О недопущении преследования и наказания…» будет применяться властью очень избирательно.

Ирония судьбы: благодаря умело поставленной дымовой завесе Петр Порошенко, который на протяжении нескольких месяцев отдавал приказы о проведении боевых действий на юго-востоке Украины, теперь в глазах Запада выглядит миротворцем. Вдобавок он получил передышку, которая позволит и ко внеочередным парламентским выборам подготовиться, и поискать за рубежом средства на то, чтобы после выборов продолжить «антитеррористическую операцию». А вот Россия, которая, собственно, и разработала основы минского мирного плана для Украины, по-прежнему ходит в изгоях. И надеяться на то, что в ближайшей перспективе отношение Запада изменится, Москве, похоже, не приходится.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
Минск; 
Украина; 
Киев; 
Порошенко; 
юго-восток; 
Новороссия; 
ЛНР; 
ДНР; 

читайте также
Как Украина торопится в НАТО
Круглый стол «Минский процесс глазами Донбасса»
Киевская клиника
Мирный намек
Минские ремарки