Дым отечества

24 октября 2016 / 21:27

Взбудораживший многих столб дыма над «Адмиралом Кузнецовым» связан не с поломкой, а с данью морским традициям

По различным сайтам и соцсетям пронёсся стон. Авианосец «Адмирал Кузнецов», проходя Ла-Манш в составе ордера боевых кораблей русского флота, дал из трубы огромную шапку чёрного дыма. Чем и продемонстрировал непонятно что: то ли крайне убогое техническое состояние двигательной установки, то ли отвратительную выучку экипажа, то ли общее «разваленное» состояние корабля. Как ёмко охарактеризовал это один из либеральствующих комментаторов, «пропагандисты, сочиняют уже всякую хрень»: «Отправили „авианосец“, чтобы поднять боевой дух духовных скреп и чтобы быть похожими на больших дядек, а эта старая лоханка дымит, как куча резиновых покрышек»…

Да? Мы спросили об этом главного военного советника Министерства обороны РФ адмирала Ивана Васильева — тем более что он не раз бывал на «Кузе», как авианосец любовно называют на флоте. Более того, в начале 2000-х адмирал в составе команды Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) принимал участие в спасении корабля от списания и отправки «на иголки».

Однако сначала напомним все версии происшедшего, что гуляют сегодня по сети.

Чисто техническая информация: движителем «Адмирала Кузнецова» работают четыре корабельных паровых турбин — трубозубчатых агрегата ТВ-12-4. Питают их 8 паровых котлов. Работают на дизельном топливе.

То есть принципиально двигательная установка «Кузи» мало чем отличается от дизельного двигателя какого-нибудь грузовика. Соответственно, любой водитель сразу скажет: если идёт чёрный выхлоп, значит, в двигателе были остатки несгоревшего топлива. А значит, с мотором что-то не так. Как минимум в него забрасывается переобогащённая топливная смесь.

Вопрос — почему она оказалась переобогащена на «Кузнецове»? И почему — именно при проходе Ла-Манша? Есть же фотографии, сделанные норвежцами в Северном море. Там русский ордер идёт нормально, не коптя небо и демонстрируя то, что выходит из вполне исправной двигательной установки, — практически ничего. Потому что хорошо отрегулированный корабельный дизель, как и хорошо отрегулированный любой другой дизель выбрасывает в атмосферу достаточно прозрачные продукты сгорания.

Вот отсюда и пошли множиться версии. «При движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизый, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из болячек». «Адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь». «Недостаток воздуха в топке, неправильная работа топочных устройств (форсунок), низкие температура и давление подаваемого топлива, неисправность системы автоматического регулирования». «Все наши проблемы… — это неумение эксплуатировать технику… Лень экипажа может доконать любую установку». «Достройка, текущий и плановый ремонт „Адмирала Кузнецова“ осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве». «Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого „Кузнецов“ дымит как броненосец с фотографий начала века». «Старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» постарался. Ну, как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел».

По ходу обсуждения выцепили и тему пожарных машин, стоящих на палубе авианосца. Мол, что же это за состояние корабля, если оные машины в полной готовности ждут очевидно скорого пожара? Хотя даже мало-мальски думающему человеку должно быть ясно, что это — аварийный пожарный расчёт, который должен быть на любом аэродроме на случай аварии самолёта. А что есть авианосец как не аэродром, только плавучий?

И так далее. И паника, и восторги о поводу плохого состояния «Кузи» пошли развиваться по спирали. И с естественным переходом от технических причин к, так сказать, эпическим. Вплоть до такого: «Пусть дымит, главное, чтоб не „Цусима“ в конце похода!»

Один из комментаторов подошёл к истинной причине дыма совсем близко. «Мне почему-то кажется, что это банальная разводка на лоха перепуганных наглов. Слишком всё демонстративно. То, что машины будут так сильно дымить, адмиралы знают и допустить непосредственно перед глазами наглов такую ошибку? Я сомневаюсь», — написал один из блогеров.

На самом деле, таким вопросом надо бы было задаться с самого начала. Если корабль так плох («У „Кузи“ порок сердца врожденный», — отметил кто-то неплохо информированный), то у самых берегов Англии, этой бывшей владычицы морей, ход можно было бы и снизить до такого, при котором дыма было бы поменьше. Или вовсе пройти Канал на буксире.

А тут — действительно демонстрация. Словно бы нарочно хотели показать потенциальному противнику: «А ну-ка в сторону! Здесь Я иду!»

Адмирал Васильев ответил на соответствующий вопрос довольно уклончиво. Настолько уклончиво, что практически всё стало ясно.

«Ну, это не сигнал „Бойтесь нас“, — отмёл он первое предположение. — Но такая традиция действительно была. „Дать шапку“ называется. Могли и „дать шапку“. Потому что такие корабли, такие группировки нечасто в последнее время проходят такие точки»…

Да, «Словарь морского жаргона» подтверждает: «Шапки кидать» — салютовать родному порту (при входе или выходе из него) густыми «шапками» дыма, выбрасываемыми из трубы корабля. Не совсем дозволенное и неуставное, но нередко применяемое военными моряками приветствие. «Шапки» получаются в результате неполного сгорания топлива в топках паровых котлов, работающих на мазуте или другом жидком топливе».

Получается, наши приветствовали англичан? Не много ли чести?

Дополнительный свет на это событие может бросить свидетельство отца автора этих строк, участвовавшего в Великой Отечественной войне и после военной оккупации Германии в качестве как раз моряка-моториста. База их была Свинемюнде (ныне Свиноустье в Польше), движение судов там было довольно интенсивное. И подчас наши корабли «давали шапку», чтобы предупредить остальных о том, что идёт «хозяин» — русский корабль, имеющий преимущество победителя. Замполиты за это ругали, но втайне поддерживали. Ибо — победители!

Так, может, в это всё и объяснение? Нет, наши моряки английских коллег всё же приветствовали. Но — с подтекстом: всем внимание — идут победители!

Что же, могли себе позволить такое лёгкое хулиганство, когда один только этот отряд русских кораблей будет посильнее всего флота бывшей «Повелительницы морей»…

«Нет, это не хулиганство, — всё же возразил адмирал Васильев. — Когда внизу хулиганят, это точно известно. Это чисто техническая процедура. Это когда режим меняется, котлы на форсаж переключил — вот и шапка. А вот с какой целью…».

В эту многозначительную адмиральскую паузу хорошо помещается объяснение одного опытного моряка, который как раз и высказал мнение о целях демонстрации со стороны механиков «Кузи».

«Шапка» чёрного дыма, исходящая из трубы военного корабля, как бы говорит всем: «Я пришел, здравствуйте», «Я ухожу, до свидания», или «Я ИДУ!» — пояснил он. — В первых двух случаях «шапки» даются из трубы короткие: выползло облако и поплыло над гаванью, портом, базой и городом. Дача такой «шапки» кораблём — целое искусство, вызывающее даже негласное соревнование между моряками за то, чей корабль даст «шапку» красивее, более чётко обозначенную, подобно выпускаемому колечку сигаретного дыма изо рта. В случае «Я ИДУ!» даётся уже не просто «шапка», а длинный шлейф чёрного дыма, исходящий из трубы всё время прохода корабля по «приветствуемой» им территории.

Смысловой подтекст всех этих «шапок» и шлейфов — разный: от дружественного, подающего сигнал надежды — для своих; до предупреждающего или угрожающего — для чужих.

Я уверен, что наши ребята чёрным дымом своего флагмана при проходе через проливы (узость), просто сказали англичанам и прочим странам Проливной зоны: «Мы идём!» Понимай каждый человек по-разному согласно своей совести — угроза это или приветствие от российских моряков».

…А адмирал Иван Васильев закончил свой ответ всё с той же моряцкой хитринкой: «Будем считать, что это элементы традиции, понятной морякам»…


тэги
флот; 
НАТО; 
Сирия; 

читайте также
Проекция силы после проекции заботы: как спасали последний русский авианосец
Чего хотят американские эсминцы в Черном море?
В морских портах России несмотря на кризис растет грузооборот
Виталий Третьяков побывал в праздничном Севастополе
Об отсутствии быстрых решений в условиях игры ва-банк