Доверяй, но проверяй

18 сентября 2014 / 15:12

Верховная Рада приняла 16 сентября закон о ратификации соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, президент Петр Порошенко тут же подписал его

Верховная Рада приняла 16 сентября закон о ратификации соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, президент Петр Порошенко тут же подписал его, а на следующий день правительство одобрило план реализации соглашения. Вопреки всем предупреждениям о возможных негативных последствиях для украинской экономики на восточном направлении — рвутся многие торгово-экономические связи с Россией, другими членами Таможенного союза; реальная перспектива потерять рынки этих государств, которые, естественно, примут защитные меры против трансукраинского экспорта из Европы. Однако сегодня не об этом — уже написано и сказано по данному поводу предостаточно.

Разговор пойдет о том, будут ли Киев — и прежде всего Киев — и Брюссель выполнять достигнутую на состоявшихся 12 сентября в бельгийской столице трехсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС договоренность об отсрочке реализации Соглашения до, как минимум, конца 2015 года (правда, такой формат явно не дотягивает до утверждения подобного решения на более высоком официальном уровне со стороны Украины и ЕС).

Почему на ум приходит такой вопрос?

Беспокойство возникает, когда, например, читаешь высказывания на заседании правительства Украины министра юстиции Павла Петренко, который, видимо комментируя брюссельскую трехстороннюю встречу, заявил, что ни о каких отсрочках выполнения соглашения речи не идет, кабинет министров «не принимал никаких решений относительно отсрочки его действия». Более того. По его словам, говорит он не от себя лично: «Позиция премьер-министра и всего состава правительства однозначная — никакие отсрочки по имплементации и выполнению соглашения недопустимы». А как заявил на голубом глазу по поводу встречи 12 сентября представитель президента Украины в кабинете министров Александр Данилюк, договоренность достигнута на трехсторонней встрече министров и, таким образом, «дальнейшее юридическое закрепление не имеет смысла».

Так какой же позиции киевских властей верить? Брюссельской, или изложенной позднее в Киеве? Верить ли устным заверениям Украины о ее приверженности выполнять договоренности? Хотелось бы… Но, наверное, достаточно вспомнить незаконченную еще эпопею трехсторонних переговоров по газу. На очных встречах министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан кивал головой, когда обсуждались вопросы погашения многомиллиардной задолженности перед Россией и новой льготной — Москва была готова и на это — цены на поставки «голубого топлива». Однако расставшись с коллегами из РФ и ЕС, украинский чиновник тут же брал свои «кивки» обратно и начинал дудеть в набившую оскомину дуду — и цена все равно высока, и долги платить не будем, и, мол, разговаривать будет только в Стокгольмском суде…

В целом, то есть в глобальном масштабе, также есть эпизоды из не столь давней истории событий на международной арене, затрагивавших и затрагивающие интересы России, которые как-то сами собой напоминают известную всем мудрость — доверяй, но проверяй.

Речь идет, например, о тянущейся уже годами проблеме, касающейся создания и развертывания элементов американской системы противоракетной обороны.

Вашингтон уверяет Москву, что, мол, ПРО формируется не против России, она не несет никакой угрозы российской национальной безопасности. Меняются лица американских официальные представителей, а суть уверений остается прежней. Ок, давайте закрепим эту хорошую мысль на бумаге, предлагает Москва. В ответ — чуть ли ни поза оскорбленного неверием, и опять штампованные высказывания.

Или еще пример, касающийся трагической истории с Ливией, в которой насильственно поменяли власть, и в которой теперь царит хаос и насилие. Тогда США и их союзники на словах уверяли Россию, что включенное в резолюцию Совета Безопасности ООН положения о защите гражданского населения в условиях внутреннего вооруженного конфликта ничего большего не значит и не предусматривает. Поверили, надеясь на честность партнеров по Совбезу. Что получилось после принятия документа — хорошо известно: Запад открыто встал на сторону мятежников, помогая им почти всем чем мог, чтобы сбросить режим Муамара Каддафи…

В истории есть еще множество примеров такой тактики убеждать в надежности словесных уверений и приверженности договоренностям, однако вряд ли есть необходимость продолжать их перечисление.

Смысл и обоснованность обеспокоенности Москвы уже понятны.

Как пояснял глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, «необходимо соответствующее юридическое оформление этих договоренностей (12 сентября) на уровне решения Совета министров ЕС и акта Верховной Рады Украины». Ведь, по его словам, Россия до имплементации соглашения об Ассоциации не будет отказываться от режима беспошлинной торговли и переходить к режиму наибольшего благоприятствования. Аналогичен смысл и комментария российского МИД: «Ожидаем правового оформления в Евросоюзе и в Киеве решения об отсрочке до 31 декабря 2015 года введения временного применения правил зоны свободной торговли».

А поскольку этого не пока не происходит, и нет четких сигналов о том, что это произойдет вот-вот, Москва решила действовать по логичному в данной ситуации принципу «доверяй, но проверяй». Так, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже поддержал инициативу Минэкономразвития о создании специальной рабочей группы по мониторингу законодательства Украины и ее фактических действий по ассоциации с ЕС.

Остается надеяться, что до полного урегулирования в трехстороннем формате озабоченности России, в Киеве, памятуя о всем негативе при реализации соглашения в его нынешнем виде, не будут пытаться обойти брюссельскую договоренность, напоминающую в большей степени — без указанного выше официального одобрения — декларацию о взаимных намерениях. Ну, а в случае нарушения «и начала временного применения тех или иных положений, касающихся „глубокой и всеобъемлющей“ зоны свободной торговли, оставляем за собой право незамедлительного реагирования на них в соответствии с правилами ВТО, СНГ и Таможенного союза», предупредил МИД РФ.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
экономика; 
Украина; 
ЕС; 
Евросоюз; 
ассоциация с ЕС; 
Россия; 
внешняя политика; 
ВТО; 

читайте также
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 2
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 1
Нефтеюани против нефтедолларов
Сначала постепенно, а потом сразу? Кризисный капитализм и его противоречия
В чем состоит проблема оплаты российского экспорта индийскими рупиями?