В следующем году президент Дональд Трамп отметит 250-летие США боем по смешанным боевым единоборствам (ММА) на лужайке Белого дома.
Крепкая связь с властью, политикой и национальным самосознанием американцев не нова для некоторых видов спорта, например, бейсбола, но для ММА она что-то новое. Даже те, кто не любит Дональда Трампа, должны радоваться этому событию. ММА развивает в своих участниках добродетели, которые приносят пользу всей стране.
Смешанные боевые искусства (ММА) отличаются от других видов единоборств прежде всего широтой разрешённых приёмов. Боевые искусства в ММА являются «смешанными» в том смысле, что в одном поединке часто используются приёмы из бокса, борьбы, дзюдо, джиу-джитсу, карате, тайского бокса и всего остального, кроме ударов в пах, выдавливания глаз, ударов головой или укусов.
Критики давно считают ММА кровавым видом спорта без правил. Сенатор Джон Маккейн пытался добиться запрета этого вида спорта. Ему не нравилось, что удары наносились в партере, а не только в стойке, и он заявил: «Я видел, как люди неоднократно получали удары в лицо, когда на них сидел мужик. Это не спорт. Это возвращение в римский Колизей». Но Маккейн ошибался. ММА — это не возвращение в Колизей, а возрождение древних Олимпийских игр.
Панкратион, одно из самых популярных соревнований античных Олимпийских игр, сочетал в себе борьбу, бокс и многое другое, что было тогда популярным. Разрешались удары ногами и руками по лежащему противнику. Запрещались только укусы и выдавливание глаз. Этот вид спорта был доступен всем свободным гражданам Греции, но бойцы в основном набирались из элиты.
Панкратион исчез после упразднения древних Олимпийских игр. Но бесчисленные стили боевых искусств продолжали развиваться во всем мире. Из тех стилей, которые были ориентированы на соревнование, почти все ограничивали набор техник. В боксе разрешено наносить удары только кулаком. В каратэ киокушинкай нельзя бить кулаком по голове, но можно ногой. В вольной борьбе удары запрещены вообще. Ограниченные наборы правил породили множество замечательных видов спорта, а изолированные школы создали характерные региональные стили. Но в XX веке глобальные телекоммуникации и кино прервали эту изоляцию. Люди столкнулись с совершенно разными способами борьбы, и это, естественно, вызвало ряд вопросов.
Как лучше всего драться и кто в этом деле лучше всех? В Японии, Бразилии и США начали искать ответы, организуя соревнования с минимальными ограничениями, например, UFC (Ultimate Fighting Championship) в США. Основанная в 1993 году, организация с тех пор стала ведущим промоутером мероприятий ММА и считается организацией самого высокого уровня в мире. Количество поклонников ММА в США стремительно выросло, превзойдя количество поклонников профессионального футбола и хоккея.
Стремительный рост ММА свидетельствует о ранее неудовлетворённом спросе, подразумевая, что ММА предлагает то, чего не могли предложить другие популярные виды спорта. Есть ли что-то в уникальной привлекательности ММА, что заслуживает того, чтобы отпраздновать это событие в Белом доме? Мы можем обратиться к тому же источнику, к которому обращался первый хозяин Белого дома, Джон Адамс : Платон взвешивал добродетели и выгоды, которые нация могла бы получить от занятий и почитания различных видов спорта. Он рассуждал, что боевые виды спорта лучше всего, потому что в них есть элемент опасности; «чтобы была возможность отличиться, и храбрый человек, и трус могли получить свою долю чести или позора». Мужество — это добродетель, которую стоит взращивать. И в воспитании и развитии мужества нет замены встрече лицом к лицу с реальной опасностью.
Конечно, в мире нет недостатка в опасностях. Преступления, катастрофы, войны и несчастные случаи не прекращаются. Так какой смысл создавать дополнительные опасности через спорт? Опасность непреодолима для тех, кто не научился с ней сталкиваться на собственном опыте. Единоборства позволяют нам развивать смелость в том, что психологи называют зоной ближайшего развития, где уровень сложности калибруется таким образом, что при определённой подготовке ученик постепенно становится способен добиваться успеха. Это позволяет людям постепенно развивать свою стойкость, вместо того чтобы быть защищёнными от каждой реальной и воображаемой опасности и затем впадать в отчаяние, когда защита неизбежно не срабатывает.
Смешанные боевые искусства не просто воспитывают маскулинность, они направляют избыток маскулинности в нужное русло. Платон знал, что в любом обществе есть группа людей, которым нужен выход для естественной тяги к действию. Он описывал, что происходит, когда общество ориентировано только на материальные блага и комфорт, пренебрегая уважением к маскулинности через спортивные единоборства: «Оно превращает воздержанных и порядочных в торговцев или слуг, а храбрых — в грабителей или пиратов. Многие из этих последних — люди способные, и их весьма жаль, потому что души их жаждут и алчут всю жизнь».
Некоторые люди созданы для приключений. Уличные гонки, драки в барах, ссоры, дуэли, вандализм, перестрелки, кражи со взломом и хулиганство — всё это опасные места для приключений. Но желание в них попасть невозможно отрицать. Вместо этого те, кто испытывает «голод и жажду», должны иметь подходящую арену для реализации своего стремления к схватке: буквальную арену, как мудро рекомендовал Платон. Санкционированное агрессивное поведение может снизить несанкционированное агрессивное поведение. Психологи ничего по этому поводу не понимали, так как их сбили с толку экологически нерелевантные исследования о гневе и «катарсисе». Но поведенческая наука наконец-то начинает догонять древнюю мудрость. Рандомизированный контролируемый эксперимент и метаанализ показали, что у студентов, случайным образом направленных на занятия джиу-джитсу, было меньше проблем с поведением (драки с другими студентами) и меньше гиперактивности и невнимательности, чем у студентов, случайным образом отправленных на традиционную физкультуру. Так что Платон, похоже, был прав. Жажду борьбы можно утолить в спорте.
ММА лучше, чем другие виды спорта, развеивает иллюзии и заставляет бойцов и зрителей взглянуть правде в глаза. С самого начала ММА стремилось раскрыть основополагающую истину: какие боевые искусства, как и каким образом на самом деле эффективны? В 1990-х годах существовали высокоразвитые виды единоборств, такие как бокс и борьба, но они оставались в своих замкнутых рамках. Существовало множество разновидностей карате, кунг-фу и других видов единоборств, которые имели свои собственные формы соревнований и передавали друг другу теоретические подходы к бою. Каждое боевое искусство было полно догматичных учеников, которые находили бесконечные обоснования своей веры в лучшее. Уже первый бой UFC подверг эти утверждения реальному испытанию.
Конечно, каждый вид спорта выдаёт истину о том, что работает в этом виде спорта. Но истина, выдаваемая ММА, немного отличается. ММА — это спорт с минимальной искусственностью и абстракцией. Удар есть удар. Это тот же самый удар, который может сработать в любом бою, где угодно в мире, в любой момент истории. Для сравнения, рассмотрим американский футбол. Существуют представления об эффективных стратегиях для достижения двухочковых конверсий. Но всё это бессмыслица без вполне конкретной совокупности абстрактных знаний на фоне. Все это реализуется в момент тачдауна, который сам по себе ничего не значит вне социальной конструкции игры. Представьте себе бег через линию с футбольным мячом в Древнем Китае. Это было бы совершенно бессмысленно. Удар более реален, чем двухочковая конверсия, хотя двухочковая конверсия действительно имеет реальность в определённом социальном контексте. ММА ставит участников в регулярный непосредственный контакт с реальностью.
В смешанных единоборствах (ММА) есть ещё один неотъемлемый элемент истины: последовательность. В других видах спорта, таких как футбол и баскетбол, есть свойственный им элемент диссонанса. Среди спортсменов много хвастовства и бравады. В своих перепалках и праздниках они все —крутые парни. Но тот же крутой парень станет беспомощной жертвой, нуждающейся в спасении со стороны рефери, когда игрок соперника допустит лёгкий контакт. Так называемые провалы или нырки, хотя и не приветствуются болельщиками, стимулируются структурой игры. В ММА нет такого стимула лгать. Напротив, нечестность наказывается. Спортсмен должен не только действовать жёстко, он должен быть жёстким. Говорить жёстко, не будучи жёстким — значит лгать, и в первую очередь лгать самому себе. Без непосредственного контакта с реальностью ложь о себе легко может стать привычкой. ММА прерывает этот цикл, как мало что другое.
Казалось бы, спорт, развивающий мужество и честность, должен получать по заслугам. Но, как и следовало ожидать, существует движение против него. Платон может помочь нам понять, почему. Он подробно описал, почему власть имущие препятствовали боевым видам спорта: «Правители боятся своих подданных и поэтому не хотят, чтобы они богатели, становились знатнее или доблестнее». Это справедливо и для нашего правящего класса, который стремится регулировать жизнь посредством «экспертного» управления сверху вниз. Этот класс правителей заинтересован в том, чтобы усложнять управление и снижать его эффективность, поскольку это означает необходимость назначения более опытных управленцев во власть. В конечном счёте, именно безликая масса управленцев, а не номинальное руководство, контролирует организацию.
Стойкость и честность, которые пропагандируются в единоборствах, несовместимы с социальным контролем. Это помогает объяснить, почему во время президентства Байдена, когда MSNBC, Time и The Guardian уверяли нас в остроте его ума, они также публиковали статьи о моральных опасностях физической подготовки.
Действительно, Байден был идеальной номинальной главой этой менеджериальной формы правления не вопреки своему слабоумию, а именно благодаря ему (по крайней мере, пока это можно было скрыть от пристального внимания). В «Нынешнем веке» Кьеркегор описал, как общество может оказаться под контролем «чудовищной абстракции», которая выравнивает людей до уровня взаимозаменяемых сосудов. Существенно, что этот процесс выравнивания не имеет единого лидера: «Один человек может быть во главе восстания, но никто не может в одиночку возглавлять процесс выравнивания, ибо в этом случае он был бы лидером и, таким образом, избежал бы выравнивания». Чем ближе лидер к «никто», тем лучше он подходит в качестве номинальной главы чудовищной абстракции.
Индивидуальная подлинность и доблесть несовместимы с системой правления, требующей растворения индивидуальности в самой себе. Народ должен быть унижен, чтобы питать чудовищную абстракцию. Такая система будет ценить умственную и физическую немощь не только в своих номинальных лидерах, но и в своих подданных. И она будет бояться физической силы и силы духа в людях, которыми стремится управлять. Предстоящий бой ММА в Белом доме — непосредственный вызов стремлению к уравниванию. Он предполагает, что физическое и моральное мужество необходимы для самоуправления. Трудно представить себе более подходящий способ прославить и возродить американскую демократию.
Эти достоинства будут распространяться, если ММА закрепится как исконно американский вид спорта. Но это поднимает вопрос о том, как будет выглядеть участие среднестатистического американца в ММА. Неразумно выступать в ММА как любитель. Соревнования и жёсткие спарринги могут повлечь за собой серьёзные травмы головы. Чтобы защитить мозг, можно привести пример из книги Теодора Рузвельта: «В одном из боёв молодой капитан артиллерии нанёс мне кросс в глаз, и удар повредил мелкие кровеносные сосуды… Поэтому я решил, что лучше признать, что я уже пожилой человек и должен оставить бокс. Затем я несколько лет занимался джиу-джитсу».
Подобно стареющему Рузвельту, среднестатистический американец может заниматься джиу-джитсу, получая часть преимуществ смешанных боевых искусств для умственного, физического и морального развития, без сопутствующих травм головы. Ударную технику можно отрабатывать, работая на лапах и устраивая лёгкие спарринги. Благодаря лёгким, но интенсивным тренировкам в практических боевых искусствах американцы могут по-новому оценить красоту, демонстрируемую лучшими в мире людьми. Бой по смешанным боевым искусствам в день 250-летия страны — это возможность вдохновиться и воплотить в жизнь лучшие американские идеалы.