Добить гегемона

30 июня 2019 / 12:04

Не только Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Российские чиновники пытаются переплюнуть великого комбинатора и изобрести в дополнение к известным способам все новые

Заместитель директора департамента инвестиционной политики ведомства Бэлла Панина, например, накануне заявила, что Минэкономразвития рассматривает идею системного контроля доходов и расходов физлиц для борьбы с теневой экономикой.

«Это трепетная тема, к которой нужно очень аккуратно подходить, не все ее поддерживают. Но первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — заявила она на конференции «Налоги-2019».

Логика в этом такая: множество россиян прячутся в тени и, соответственно, не платят налоги. Государство средства недополучает и не может в полном объеме исполнять свои обязательства. А вклад граждан на потребности общества получается неравномерным и несправедливым — одни платят налоги, другие нет. А общественные блага они используют условно равномерно.

Тем более что по оценке той же Бэллы Паниной, размеры неуплаченного просто потрясают: доля теневого сектора составляет 12-14% от всего экономического оборота в России, а по информации МВФ, 33,4% российской экономики «в тени». «Наш департамент макроэкономического развития условно посчитал неработающих 15-17 миллионов человек. За 2018 год бюджет потерял четыре миллиарда рублей на подоходном налоге и страховых взносах», — привела чиновница калькуляцию. Впечатление производит, хотя кажется, что размеры потерь бюджета как-то неправильно посчитаны, речь тут, скорее, идет о сотнях миллиардов: 17 миллионов человек при средней зарплате тысяч в 30 рублей только подоходного налога должны были недоплатить больше чем на 50 миллиардов.

Минэкономиразвития предсказуемо от слов своей сотрудницы открестилось. «Минэкономразвития России не ведет разработку соответствующего законопроекта и не имеет планов по его разработке», — сообщили в министерстве. Представители пресс-службы уточнили, что «вопрос выявления крупных необоснованных расходов не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках». Логично — экспертное мнение, высказанное на узкопрофильной конференции позицией ведомства, а тем более проектом закона еще не является.

Но как в известном анекдоте про якобы украденные ложки, осадок остался и еще какой. Тем более что тема совсем недавно звучала на куда более статусном уровне. Пару недель назад в интервью «Известиям» вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что расходы россиян на 13,3 трлн рублей превысили официальные заработки в 2017 году (более свежих данных пока нет). И пояснила, что часть этой суммы — недоуплаченные налоги, а также выпавшие расходы внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного, соцстраха и ОМС. По страховым взносам, добавила она, цифра оценивается в 2,3 трлн рублей.

Сама собой возникает тема — а как посчитать и проконтролировать эти самые неуплачиваемые налоги, а потом и взыскать их? Предложение проконтролировать расходы (а не только официальные доходы) просто просится на язык. Тем более, что опыт — к слову, крайне несовершенный и плохо работающий — уже имеется. У нас бюрократы, начиная с определенной ступени в чиновной иерархии, уже несколько лет отчитываются и о расходах.

Это, впрочем, не отменяет того факта, что ушлые расследователи регулярно находят у них собственность «несовместимую с доходами» — какую-нибудь недвижимость ценою в десяток-другой годовых заработков, записанную на маму, ветерана всех войн, начиная с взятия Измаила.

Видимых последствий пока такие расследования и шум в прессе пока практически не имели.

Но вернемся к нашим нечиновным неплательщикам. Несправедливо, когда меньшинство добросовестных налогоплательщиков платит вообще за всех? За дороги, больницы, армию и госаппарат? На первый взгляд крайне несправедливо. Тем более, что в этом обширном теневом секторе и коррупция, и криминал, и всякие неформальные бизнесы типа саун и стриптиз-клубов, они же современные дома терпимости.

Но вот ведь в чем штука: администрирование, даже самое совершенное, доходов и расходов граждан выявит отнюдь не криминальные схемы и не тот сектор теневой экономики, в котором у полковника МВД могут случайно найтись 150 миллионов долларов в квартире наличными. Это как раз в поле зрения контролирующих органов не факт что попадется. В поле зрения фискальных служб и силовых органов попадутся рядовые неплательщики из «серого» и в меньшей степени «черного» сектора экономики. Например те, кому часть зарплаты работодатель платит в конверте. Вот у них легко проверить — потратил с банковской карты 50 тысяч, а зарплата — 13. Откуда деньги взял? Надо бы уплатить налоги и, как говорилось в стародавней рекламе, спать спокойно.

И вот тут возникает неприятный момент: это не фискальная политика, это экономическая правительственная политика, ведущая точно не в том направлении, куда бы всем хотелось. Деньги ведь планируется отобрать у тех, кто работает и зарабатывает, чтобы кормить своих детей.

И зарабатывает не то чтобы много — в среднем чтобы сводить концы с концами, что в случае уплаты налогов будет затруднительно.

Зачем оно власти — понятно. Правительству требуются средства на сведение всевозможных бюджетов — в том числе бюджетов на реализацию последнего майского указа от 2018 года, превращенного в новые национальный проекты. Где взять средства? Можно, например, перезапустить экономический рост (тут разнообразные экономисты от Алексея Кудрина до Бориса Титова свои программы уже не раз рекламировали). А можно изъять деньги у населения, у которого, по версии бюрократов, они есть в наличии и даже в некотором избытке. Повысить НДС, предложить налог на тунеядство, обложить налогом «излишние расходы», ввести налог на депозиты, в очередной раз продлить бессрочную уже заморозку инвестиционной части пенсий — это далеко не все рассматриваемые или уже внедренные инновации в области вытряхивания излишков из карманов граждан.

Что в итоге получается? Очевидно — государство потихоньку «доедает» и «доест» в итоге средний класс и то, что у нас принято считать за таковой.

То есть добьется того, чего хотели революционеры в известном анекдоте — чтобы не было богатых. Вернее — не по-настоящему богатых (их-то мера вряд ли коснется, ведь наличные миллионы долларов так просто не поймаешь, а покупки в Лондоне и Майями — не оценишь на глазок), а тех, у кого еще что-то осталось.

Масштаб в каждом конкретном случае невелик, но как известно из шутки про Раскольникова, если одна старушка рубль, то десять старушек — уже червонец.

Дальше мы получим уход в нал всех, кому новое администрирование не понравится, сокращение потребления у остальных и стагнацию экономики в перспективе. Точнее — продолжение текущей стагнации, от которой не спасет ни поддержка многодетных малоимущих, ни строительство современных мостов и больниц с мультиплицирующим эффектом. Хотя бы потому не спасет, что изымут больше, чем отдадут — государство ведь расходует деньги явно не так эффективно, как конкретное домохозяйство, не говоря о том, что по дороге к потребителю из бюджетного кармана кое-что осядет в новой квартире условного полковника.

Кстати, политика правительства такой была далеко не всегда — это новация последних нескольких лет. Раньше тот же Минэкономразвития пытался мотивировать граждан инвестировать собственные средства. Разным образом и через разные инструменты — от рекламы депозитов и курсов финансовой грамотности до экзотических в наших широтах «народных IPO», выпуска «народных» облигаций и индивидуальных инвестиционных счетов (есть такой необлагаемый налогами формат инвестирования на фондовом рынке). Граждане не очень инвестировали — вероятно, полагая это все обманкой — предпочитая остальным историям покупки практического характера. Вроде бытовой техники, автомобиля или, кто богаче, недвижимости. Что в принципе всех устраивало — потребление разгонялось, росли ипотечные кредиты, жилые метры множились в невиданном даже для хрущевских времен масштабах.

И экономика худо-бедно росла, пока не начался очередной кризис и не решили, что убеждать россиян инвестировать — глупо. Проще мудрое государство заберет у наивных граждан то, что они не хотят разумно вкладывать и само все распределит. На мосты, дороги, красивые школьные корпуса (в которых, правда, не факт, что будет кому работать) и пособия на детей из нищих семей аж в десять тысяч рублей. Последнее, возможно, и гуманно, но представляется, что из серии историй про рыбу и удочку для бедных. Нищие завтра так и останутся нищими (за счет тех же регулярно повышаемых косвенных сборов).

Источник


тэги
экономика; 
правительство; 

читайте также
Почему налог на бездетных – это абсурд
Непростые времена для экономических форумов
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 2
Как сохранить тенденции экономического роста в России. Часть 1
Нефтеюани против нефтедолларов