Наталья Поклонская, нынешний прокурор Крыма, стала персонажем уже не просто медийным, а мифологическим
Наталья Поклонская, нынешний прокурор Крыма, стала персонажем уже не просто медийным, а мифологическим. Новым героем нового мифа, если хотите. И чтобы понять, как с ней такое получилось, давайте для начала разберемся в том, что такое «мифология Крыма». Если совсем коротко, то это «героический эпос о воссоединении Крыма и России». Понятно, что во многом эта мифология основана на реальности. Но реальность мы до определенной степени отринем. Мы не о ней.
Если посмотреть на пропаганду, реакцию в социальных сетях и реакцию аудитории, то получается вот какая картина: в Крыму жили и живут героические люди. Которые насильно были оторваны от своей родной земли, то есть России. Потом на Украине, к которой Крым был неправильно присоединен, началось такое, что терпение героических крымчан закончилось. И они, проявив высоты силы духа, воли и внутренней красоты, вернулись домой, оторвали себя от Украины. Большая и сильная Россия с радостью приняла назад Крым и его героических людей. Что здесь важно — так это восприятие крымчан как атлантов, титанов духа. А геополитических перемещений Крыма — как триумфа воли русского народа.
Но народ — понятие до определенной степени безликое. Сказать «народ» — значит не дать никакого конкретного образа, который мифологии необходим. И если такого героя нет, то рано или поздно его (или её) найдут. Здесь еще очень важно понимать, что Поклонская — не субъект политической мифологии. В роль эпического героя в контексте политического мифа органично вписался Алексей Чалый, с бородой и в свитере. Это он про политику, Поклонская совсем не про то.
Если уж говорить о женщинах в политике, то у нас есть образы Мизулиной и Яровой, тоже по-своему эпические, но очень неоднозначные.
Образ Поклонской — он про сугубый героизм и подвиг, который принципиально за рамки политики выходит. Её образ — это лицо того самого «героического крымского народа». Такому быстрому и четкому врастанию в ткань мифа, конечно, поспособствовал ряд объективных факторов. Во-первых, профессиональная деятельность нынешнего крымского прокурора. Обжалование оправдательного приговора Рувиму Аронову, одному из участников, а то и организаторов банды «Башмаки» в 2011 году. Аронов, если опять же отринуть реальность и говорить с позиции эпоса — практически идеальный кандидат на образ злодея. Экс-депутат Верховной Рады, крупный предприниматель, преступник, в первый раз оправданный. И тут на сцену выходит Поклонская, и справедливость торжествует.
Второй биографический факт — должность прокурора Крыма была предложена ранее нескольким мужчинам, и все отказались, опасаясь преследования. И тут снова выходит Поклонская и без страха берет на себя эту опасную работу, взваливает на себя эту ответственность. Здесь, уже, конечно, практически Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях…»
Ну и третья объективная причина — это, конечно же, внешность Поклонской. В принципе, с такой профессиональной биографией она и так стала бы героем крымского эпоса. Но внешность хрупкой девушки, выглядящей явно моложе своих лет, девушки, подчеркну, очень красивой, окончательно и бесповоротно сделала её героиней того, что еще назовут «Крымским эпосом». Ведь в этом эпосе о чем речь? О сильных и духовно красивых крымчанах. Сильные и духовно красивые крымчане должны быть и физически красивы. Мифология — это вам не Виктор Гюго с Квазимодо, противоречивым героем. Мифология в этом плане проста. Красивый человек в канве мифа должен быть красив во всем.
Ну, а далее, когда человек и его образ были найдены, миф начал обрастать дополнительными сюжетами.
Кстати, Крымский эпос, как часть новой российской мифологии, категорически отличается от всего предыдущего. Вспомните советские сюжеты с героическими женщинами.
Первое, что приходит на ум — это Зоя Космодемьянская, которая стала героиней и мученицей. С Поклонской её, кстати, роднит и то, что обе вели борьбу с врагами отечества. Они обе — этакие очень странные, но валькирии. Однако, и это аксиоматически важно, Поклонская, в отличие от Космодемьянской, — героиня-победительница.
Наш героический современный эпос — здесь, конечно, речь в первую очередь о советской мифологии — практически всегда содержал в себе элемент трагедии. Новый эпос Крыма — это уже драма с более или менее счастливым финалом. Хотя Поклонская и объявлена в розыск Киевскими властями, но что ей до этих киевских властей? В принципе, с этим объявлением в розыск она еще более полно стала олицетворять тот самый «могучий крымский народ». Ведь и по поводу всех крымчан, и всего Крыма Киев высказывался много и очень зло. И, кстати, не просто Киев, а госпожа Тимошенко. И это тоже критически важно.
Тимошенко — тоже персонаж во многом мифологический. И даже после оранжевой революции, несмотря на её риторику, очень многие в России относились к ней если не однозначно хорошо, то, как минимум, с уважением. Этакий сильный партнер, «единственный украинский политик мужского пола». Но сейчас Тимошенко в мифологической канве однозначно воспринимается даже не как Баба-Яга, а как панночка из «Вия». Просидевшая в тюрьме, вернувшаяся из Германии «с чужим, омоложенным, но мертвым лицом», Тимошенко включила максимально агрессивную риторику по отношению к Крыму и к России. Тимошенко сейчас — тьма, зло, смерть и разрушение. Голос мира мёртвых.
И Поклонская, даже не вступая на уровне публичной риторики с Тимошенко в полемику, все равно будет в массовом сознании противопоставляться Тимошенко.
Потому что Поклонская — это естественная молодость, жизнь, смелость и честь. А Тимошенко — это мрак, разрушение и смерть.
Понятно, что реальной Поклонской, матери, прокурору Крыма, реальному живому человеку от этого всего не сказать чтобы сильно радостно. Отсюда все её фразы в интервью про «никаких няш-мяш». Но и эта скромность тоже играет на миф. Настоящий герой, сильный духовно и прекрасный внешне человек, и должен обладать этой скромностью. Не должен стремиться стать публичной, а тем паче — политической персоной. Настоящий герой скромно борется со злом и не ищет славы. И пока Наталья Поклонская такая, какая она есть, её образ будет не «всплеском популярности среди японцев и школьников», как утверждают некоторые эксперты, а войдет в русские архетипы образа героической женщины. Девы-рыцаря без страха и упрёка.