«Чудотворец». Хроники коллективного безумия

24 ноября 2014 / 13:24

Первый канал показал новый сериал под названием «Чудотворец», рассказывающий о противостоянии двух экстрасенсов, разворачивающимся в СССР в конце 1980-х

Первый канал показал новый сериал под названием «Чудотворец», рассказывающий о противостоянии двух экстрасенсов, разворачивающимся в СССР в конце 1980-х. Тогда страну захватила настоящая эпидемия целителей и магов, чьи сеансы транслировались в прямом эфире и собирали миллионную аудиторию. Это было время начавшегося разложения общества, внутреннего распада государства и надвигающейся катастрофы.

Фантастический сюжет «Чудотворца» (напомним, главные герои обладают реальными сверхъестественными способностями и используют их для достижения своих целей), на самом деле, пошел сериалу только во вред. Это отвлекает от атмосферы и контекста, а именно в них и заключается суть происходящего. Создается впечатление, что создатели сериала сами в какой-то момент испугались того, насколько реалистичным получился портрет эпохи, и, не захотев написать всю правду до конца, смягчили краски и разбавили картину привычным потребительски-развлекательным гротеском.

Не аллюзии на действовавших в то время реальных персонажей или даже прямые цитаты, а, повторимся, атмосфера массовой истерии, коллективного безумия и представляют в конечном счете интерес — в том числе и зрительский.

Еще долго будет не давать покоя эпоха, которую общество благополучно старается забыть, но даже мельком брошенный взгляд на которую до сих пор щекочет нервы; перенесенный обществом шок был слишком велик.

Но чем дальше, тем важнее осмысление прошлого, тем нужнее реалистичное воспроизведение прошедших событий. В том числе в таком массовом формате как телевизионный сериал. Большое видится на расстоянии.


Фото с веб-сайта кинокомпании Марс Медиа

Сегодня, то как мы видим и что вспоминаем о том времени, воспринимается уже как какая-то плохая фантастика. Неужели все было так? Неужели мы были такими? Наивными, внушаемыми и манипулируемыми и бессильными что-либо уже изменить. Было ли это на самом деле?

Да, было.

Поэтому пересмотра требуют и популярные некогда сериалы вроде «Бандитского Петербурга» и «Бригады» (настоящей русской «готики» 90-х) или «Парней из стали». В свое время все они воспринимались как кино «про бандитов», но на самом деле, если посмотреть пристальнее, — про поломанные судьбы обычных и нормальных советских людей, преданных и одномоментно вытолкнутых под жернова новой реальности.

Впрочем, даже если всем героям этих сериалов и удавалось «выйти в люди», став бандитами, бизнесменами, манипуляторами массового сознания и т. д. — конец был одинаково трагичным и драматическим. Недосказанность и незавершенность «Чудотворца» в этом контексте видна невооруженным взглядом.

Настало время рассказать и показать историю конца 80-х и начала 90-х, пусть даже и коммерческим языком сериала, обыденность наступившего абсурда.

Ведь до сих пор общество хотели уверить, что это и есть его нормальное состояние, что это и есть свобода, достоинство, отказ от которых является регрессом и «поворотом назад».

Смотрите, вспоминайте и удивляйтесь! Пора вынести той эпохе общественный приговор…


Фото с веб-сайта кинокомпании Марс Медиа

«Чудотворец». Сериал, Россия, 2014.
Режиссер: Дмитрий Константинов.
В ролях: Филипп Янковский, Фёдор Бондарчук, Оксана Фандера, Евгений Антропов, Аглая Шиловская, Михаил Горский, Дмитрий Мухамадеев, Федор Лавров, Галина Польских, Сергей Журавель.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
культура; 
искусство; 
телевидение; 
сериал; 
премьера; 

читайте также
Аэропорт не имени Канта
Минус десять
Не место для Славы КПСС
«Про Цоя по скайпу доснимет»
Постмодернизм – не шутка: как министр Мединский стал дефляционистом