Бюджетная нефть

15 сентября 2014 / 21:00

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть растет из года в год

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть растет из года в год. Если в 2004 году доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете России составляла 30,2%, то в 2013 году она выросла до 46,1%. Бюджет на 2014 год строился из расчета, что средняя цена нефти за год составит 97 долларов за баррель. Показатель был превышен на 10 долларов, что позволило стране получить дополнительно 546 миллиардов долларов нефтегазовых доходов.

Негативным обстоятельством является то, что снижение цен на энергоресурсы означает снижение запланированных доходов федерального бюджета России. А при сохранении текущего уровня госрасходов в размере 20−21%% ВВП это грозит невыполнением государством невыполнением взятых на себя социальных обязательств и возникновением угрозы социального взрыва и политического кризиса.

Трудность для правительства России состоит в том, что цена на нефть формируется на Западе.

Кроме того, в условиях современной западной экономической модели сегодняшние цены на нефть не отражают реального спроса на добываемые физические объёмы нефти и уже давно не определяются исходя из товарных поставок. То есть, цена на нефть формируется независимо от традиционного соотношения спроса и предложения. Международные нефтяные биржи Nymex в Нью-Йорке и ICE Futures в Лондоне контролируют мировые базовые нефтяные цены, которые устанавливают большую часть свободно продаваемого нефтяного объёма. Это делается с помощью нефтяных фьючерсных контрактов. А появление банковских деривативов позволило вывести торговлю нефтяными фьючерсами на внебиржевые электронные рынки.

После вывода торгов нефтяными фьючерсами на эти нефтяные биржи и внебиржевые рынки страны ОПЕК потеряли контроль над ценами на нефть, который перешёл к Уолл-стрит. В итоге, цены на нефть контролируются сложной системой финансового рынка и несколькими основными англо-американскими нефтяными компаниями, к которым в последние 10−15 лет присоединились западные трейдерские банки и хедж-фонды.

В результате, сегодня динамика цены на нефть становится сложнопредсказуемой. Кроме того, цены на нефть в значительной степени влияют и на цены на российский газ, поставляемый в Европу ОАО «Газпром». Ведь цена на газ имеет нефтяную составляющую.

Вместе с тем, многие аналитики сходятся в едином мнении, что мировые цены на нефть больше уже не являются фактором, в значительной степени влияющим на экономический рост и экономическую ситуацию в мире. Соответственно, экономическая ситуация в России, включая процесс формирования бюджета, вполне может избежать прямой зависимости от снижения цен на нефть. Тем самым, вполне возможно снизить некоторые имеющиеся бюджетные риски.

По моему мнению, не существует серьёзных причин для резкого снижения цен на нефть. Вспомним, что западная экономика в этом году начала выходить из рецессии, и на Западе начинается пусть и слабый пока, но всё-таки экономический подъём. Характерной чертой является то, что основой экономического подъёма Запада сейчас становится развитие именно промышленного производства («промышленный Ренессанс» — manufacturing revival). Именно промышленность традиционно является основным потребителем энергоресурсов, что даёт уверенность в том, что цены на нефть, если не будут вообще дальше расти, то, по крайней мере, не будут снижаться.

Разумеется, факторами снижения цен на нефть являются как рост нефтедобычи в Ливии и Ираке, «распечатывание» стратегических резервов нефти в США, биржевые спекуляции, временная остановка экономического подъёма на Западе во втором и третьем кварталах 2014 года.

Но, учитывая то обстоятельство, что цены на нефть перестали быть драйвером мировой экономики, следует всё же обратить внимание на другие факторы, влияющие на образование дефицита бюджета России.

Помимо динамики цен на энергоресурсы (в т. ч. и на газ), ситуацию с доходами федерального бюджета России в 2014 и 2015 годах будут определять: ситуация в мировой экономике, которая может повысить спрос на энергоресурсы; ситуация в экономике России; сохранение и усиление экономических санкций против России; ситуация на Ближнем Востоке и экспансия и расширение исламского халифата (ISIS); сепаратистские настроения в Европе (Шотландия, Каталония); рост военных расходов НАТО в интересах оказания военной и политической помощи Украине; девальвация рубля.

Принципиально, задача правительства России вообще и министерства финансов в частности состоит в решении проблемы замещения выпадающих доходов федерального бюджета иными доходами. А для этого в распоряжении президента и правительства имеется достаточно много инструментов: заимствования, повышение налогов, секвестр расходов бюджета, использование резервных фондов и т. д.

Проблема российского бюджета состоит в слабой экономике. Основным источником бюджетных доходов традиционно являются налоговые платежи юридических и физических лиц. Уверен, что экономический подъём в России в ближайшие годы будет только декларироваться, а реально не произойдёт в силу исчерпанных возможностей существующей модели экономики.

На мой взгляд, в отсутствие до сих пор у России ясной стратегии своего экономического развития и создания новой экономической модели, на первый план выходит проблема экономических санкций Запада против России. При необходимости, Россия всегда имела возможность занимать деньги на внешних рынках для покрытия своего бюджетного дефицита. Сейчас такая возможность ограничена Западом. И это — надолго.

У правительства средства в Резервном фонде и Стабилизационном фонде пока есть.

Но 14 сентября 2014 года министр финансов Антон Силуанов заявил, что в 2014 году Резервный фонд не будут пополняться. Ранее планировалось перечислить в Резервный фонд 251 млрд руб. Эти значит, что средства пойдут на покрытие дефицита бюджета. «Резервный фонд — для того, чтобы сгладить ценовые колебания. То есть, если цена упадёт до $80−90 за баррель, то у нас будут все основания, чтобы брать из резервов. Если цена резко падать не будет, то мы не будем распечатывать Резервный фонд».

В 2015 году планируется пополнение Резервного фонда на 351 млрд рублей. «Мы, конечно, в этих условиях, вряд ли сможем его пополнить. Если у нас внешние рынки будут дорогие или будут закрыты, то мы не будем пополнять Резервный фонд, а будем сокращать программу заимствований», — сказал Силуанов.

Российские банки и финансовые компании становятся обузой для экономики: они во многом построены по западным образцам, а банковская система России и вовсе создавалась как составная часть западной банковской системы. Поэтому они не могут полноценно работать без западных денег. Занимать деньги внутри страны им сложно в силу постоянно снижающейся деловой активности и отнюдь не растущего уровня жизни населения. Работать в интересах реального сектора экономики и подчинять или хотя бы синхронизировать свои интересы с предприятиями промышленности они не умеют и не станут.

Полагаю, что в сложившихся условиях для закрытия дефицита бюджета правительство в итоге прибегнет к девальвации рубля, но не будет повышать или вводить новые налоги. При этом им, очевидно, будет осуществляться и адресная поддержка наименее защищённых слоёв населения.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
нефть; 
экономика; 
Россия; 
бюджет; 

читайте также
Россия: нефтяные игры с курдами
О бессмысленной и беспощадной логике отдельных СМИ
Опять хождение по кругу?
Социально-политический календарь с 25 по 31 июля 2016 года
Константин Симонов расскажет ВЦИОМ о вере в баррель