Бюджет высоких достижений

31 мая 2019 / 12:20

Важнейшим интегральным показателем для любой хозяйственной системы — от семьи до государства — является бюджет

На примере домохозяйства это выглядит следующим образом: если у семьи есть накопления, а дети обуты, одеты, накормлены и образованы, если доходы превышают расходы, а семья отдыхает и комфортно живет, то такую семью можно назвать обеспеченной и чаще всего — счастливой. Та же схема применима и к бюджетам иного уровня, в том числе и региональным.

Прежде всего, Москва умеет зарабатывать деньги в свой бюджет и бюджет страны. Объем поступлений в федеральный бюджет с территории Москвы вырос в 2,2 раза за восемь лет. 60 процентов всего, что перечисляют предприятия, расположенные на территории Москвы, перечисляется в федеральный бюджет.

Согласно исследованию Института «Стрелка», российские города-миллионники (а всего в стране 16 населенных пунктов, имеющих свыше 1 миллиона жителей) в 2017 году обеспечивали 32% ВВП государства. «При этом под общим понятием «миллионник» скрываются совершенно разные города, каждый со своими особенностями, интересами и путями развития. На самый большой город России, Москву, приходится 54% от общего вклада городов-миллионников в экономику страны, еще 15% обеспечивает Санкт-Петербург, а 31% — нестоличные города-миллионники. Валовой продукт столицы в расчете на душу населения более чем в два раза превосходит аналогичный показатель нестоличных городов-миллионников (1,3 млн рублей против 0,5 млн рублей в 2017 году в текущих ценах)», - говорится в исследовании.

Успехи Москвы в этом плане признаются и на самом высоком уровне. Как отмечал не так давно первый вице-премьер федерального правительства и министр финансов Антон Силуанов, «Москва, если брать регионы, — один из основных налогоплательщиков для федерального бюджета. Бюджет Москвы за последние годы здорово изменился, и изменился в лучшую сторону, в сторону правильного развития, в сторону более правильной структуры».

Если посмотреть на динамику доходов столичного бюджета по годам в абсолютных цифрах, то она выглядит следующим образом: в 2010 году доходная часть бюджета составила 1 триллион 126 миллиардов, в 2011 году — 1,48 триллиона, в 2012 — 1,49, в 2013 — 1,48, в 2014 — 1,55, в 2015 — 1,67, в 2016 — 1,85, в 2017 — 2,01, в 2018 — 2,38. За первый квартал 2019 года доходы Москвы составили уже 584 миллиарда с небольшим рублей, а по данным на 22 мая уже более триллиона рублей или 42 процента от всех заложенных в бюджет доходов. Всего же, по предварительным расчетам, столичный бюджет должен получить поступлений в 2019 году в размере 2,33 триллиона рублей. Хотя уже сегодня столичные власти говорят о том, что этот показатель может быть несколько выше планового. То есть мы видим рост на протяжении последних восьми лет, за исключением за исключением небольшого номинального снижения доходов в 2013 году.

Согласно проекту трехлетнего бюджета на 2019-2021 годы, доходы будут расти и дальше. Доходы в 2020 году — по плану — составят 2,45 триллиона, а в 2021 - 2,6 триллиона. Таким образом, тенденция устойчивого роста доходов сохранится в в дальнейшем. И рост доходов бюджета Москвы составит и ближайшие два года 5-6 процентов в год. Валовый региональный продукт согласно планам будет расти на чуть более низком уровне и все равно на уровнях выше среднероссийских — 2-3 процента в год.

В этом смысле Москва исторически является регионом довольно успешным и обеспеченным, вызывая известную ревность у других регионов. Однако заслуга хорошего главы семейства (если продолжать аналогию с бюджетом отдельно взятой ячейки общества) не только в том, чтобы заработать деньги, но и в том, чтобы грамотно их потратить. То есть не пропить, не проиграть в казино, не потратить все на биткоины или покупку совершенно ненужного седьмого телевизора в двухкомнатную квартиру, а вложить в те сферы жизни семьи, где эти вложения дадут максимальный эффект. Это называется уже не просто бюджетом, а бюджетной политикой и от ее эффективности также зависит качество жизни в определенной хозяйственной системе.

Совокупные расходы столичного бюджета в динамике соответствуют динамике доходов, что вполне естественно. Москва в этом смысле живет по средствам — появляющиеся деньги тратятся на реализацию необходимых для города программ. В абсолютных цифрах динамика раходов выглядит следующим образом: если в 2010 году город потратил 1,1 триллиона рублей, то в 2014 этот показатель равнялся 1,6 триллиона, а в 2018 году — 2,3 триллиона. На 2019-2021 годы расходы городского бюджета установлены в трехлетнем бюджете и составляют 2,6, 2,7 и 2,77 триллионов соответственно.

Из сравнения динамики доходов и расходов видно, что в отличие от последних лет, на предстоящие три года в столичном бюджете заложен дефицит. Впрочем, переживать никаким образом по этому поводу не стоит — дефицит укладывается в 10 процентов от бюджета, да и доходы, как уже говорилось, могут быть выше плановых показателей. Москва же с ее кредитным рейтингом по любой шкале сможет легко занять средства на рынке.

К слову о рейтингах: в феврале Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило наивысший кредитный рейтинг Москвы на уровне ААА со стабильным прогнозом. Аналитики объясняют такие показатели минимальным уровнем долговой нагрузки и высокой ликвидностью бюджета, что позволяет городу финансировать капитальные расходы из собственных средств. Долгов у Москвы, действительно, практически нет. По словам министра правительства Москвы, руководителя городского Департамента финансов Елены Зяббаровой, «Приоритетными направлениями в данной работе являются обеспечение сбалансированности городских финансов, совершенствование системы бюджетного администрирования и ужесточение контроля над целевым использованием бюджетных средств, а также реализация стратегии управления столичным долгом. В прошлом году величина государственного долга Москвы уменьшилась на 4,3 миллиарда рублей — до 30 миллиардов, что составляет 1,3 процента от собственных доходов городского бюджета». Это один из самых низких показателей долговой нагрузки среди регионов России. Следует учесть еще и то обстоятельство, что Москва в последние годы планомерно сокращала долговые обязательства — если в 2010 году город был должен 300 миллиардов, то теперь только 30, то есть долг удалось снизить в 10 раз и до тех величин, которые для Москвы вообще не представляют никаких проблем. При таких показателях никаких проблем с займами у Москвы не будет, если, конечно, кредиты вообще понадобятся.

И все же возникает вопрос: почему у городского бюджета будет наблюдаться пусть небольшой, но дефицит, которого в принципе не было с 2014 года (и тогда он был ниже, чем запланирован в текущем году)? Здесь стоит процитировать мэра Москвы, когда Сергей Собянин говорит о приоритетах бюджетной политики, а именно: «судьбоносным для города в свое время стало решение не просто увеличивать заработную плату жителям и развивать социальную сферу, а в первую очередь сконцентрировать внимание на развитии инфраструктуры».

Инфраструктура — это дорого. Перед выборами мэра в 2018 году своеобразным мемом стало заявление о том, как «похорошела Москва при Сергее Семеновиче Собянине». А ведь это не только парки, улицы, скверы и прочее благоустройство — самое очевидное каждому москвичу и приезжему, но и транспорт, безопасность, оказание госуслуг и многое другое. Наконец, это масштабнейшая из реализуемых в России (а возможно и в мире) программ по изменению всего городского пространства, известная как программа реновации. Она потребует только в текущем году порядка 130 миллиардов рублей из городского бюджета, но альтернативы данной программе по существу нет, иначе доля ветхого жилья в ближайшие 10 лет может кратно вырасти. Так что деньги на разнообразную инфраструктуру — от реновации до лавочек во дворах и камер наблюдения — это не шик, а понятная и осознанная необходимость. И деньги на все это в бюджете Москвы есть.

Инвестиционная часть столичного бюджета состоит из трех приоритетных направлений. Первое из них: адресная инвестиционная программа города Москвы (529,9 миллиарда рублей). Второе: мероприятия развития — капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в фонд реновации (480,6 миллиарда рублей). И наконец третьим приоритетом остаются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить около 70 процентов средств Адресной инвестиционной программы (357,9 миллиарда рублей в 2019 году).

Вторым важнейшим акцентом бюджетной и — шире — экономической политики стало привлечение инвестиций. Если в целом по стране объем инвестиций увеличился на 20 процентов за последние восемь лет, то в Москве эта цифра составила 70 процентов. Город постоянно ведет диалог с инвесторами, ставя перед ними конкретные задачи.

Еще один важный аспект, о котором говорил и министр финансов Силуанов, - структура доходов бюджета сбалансирована, чем до сих пор не может похвастаться, например, федеральный бюджет. По факту сегодня в Москве нет бюджетообразующих отраслей экономики. Стабильность доходов обеспечена разнообразием видов деятельности, от каждого из которых идут поступления в бюджет. Кроме того, ежегодно увеличивается вклад отраслей, развитие которых обусловлено эффектом агломерации и качеством человеческого капитала. К ним относятся финансово-кредитная деятельность, информационные технологии и связь, научные исследования, торговля и другие отрасли. Совсем недавно это было совершенно не так: еще восемь лет назад наибольший вклад в городской бюджет вносили налогоплательщики нефтегазового сектора, дававшего около трети поступлений от налога на прибыль. В сумме это было более 18 процентов от общего объема поступивших в бюджет доходов. Сегодня поступления от нефтегазового сектора не превышают пяти процентов доходов. То есть Москва сделала то, о чем экономисты всех мастей говорят уже много лет — окончательно слезла с нефтяной иглы.

При этом бюджет города сохраняет социальную направленность. Так, расходы на социальную сферу (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные программы — жилище, развитие городской среды, умный город) составляют 51,3 процента, или свыше 1,3 триллиона рублей в год (в 2018 году — 1,2 триллиона рублей). А с учетом оплаты медицинской помощи из Московского городского фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2019 году составит свыше 1,5 триллиона рублей. Непосредственно на социальную поддержку (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение) в бюджете предусмотрено 414,4 миллиарда рублей. Опередили рост инфляции (4,9 процента в 2019 году) и расходы на государственные программы развития образования (больше на 12,4 процента), здравоохранения (больше на 11,4 процента) и культуры (больше на 13,2 процента) в 2019-м.

Надо заметить и такой аспект бюджетной политики столицы: она носит программный характер. Это значит, что 90 с небольшим процентов городских расходов проходит по вполне определенным, адресным статьями приоритетным направлениям. Таким образом, бюджетную политику Москвы можно вполне охарактеризовать как крайне рациональную и проводимую с понятными и прозрачными целями.

 

 

Вернемся к метафоре с семейным бюджетом Москва — это семья, которая решила квартирный вопрос (программа реновации), купила машину, и не одну (транспортные проекты), имеет возможность отдыхать (парки и прочие реакреационные зоны, музеи, театры, концертные программы и городские праздники), регулярно приглашает гостей (инвестиционные программы, культурное и научное сотрудничество), содержит свой дом в чистоте, не напрягая домочадцев бесконечной уборкой, может позволить практически любую необходимую бытовую технику, заботится о старшем поколении и исправно организует досуг  для детей и дала им же все возможности для образования. И даже если средств на все чуть-чуть будет не хватать, то нашей семье легко дадут в долг соседи, поскольку ответственной и платежеспособной семье любой без проблем даст немного в долг. И все в рамках семейного бюджета — деньги ведь на все это есть.


тэги
Москва; 
урбанистика; 

читайте также
Открытое письмо студентам ВШЭ
Урок политического
О наблюдении за массовыми акциями в Москве
Мое обращение к москвичам
О провале субботнего митинга на Сахарова