Утвержденный знак уже фактически существует и используется малым и средним бизнесом и даже некоторыми государственными структурами
Центробанк утвердил символ российской национальной валюты, которым стала перечеркнутая внизу горизонтальной чертой буква «Р». История со знаком рубля тянулась с 2007 года, начиная с выхода закона «О Центральном банке РФ», устанавливавшем необходимость утверждения обозначения рубля в виде графического знака. В том же 2007-м году инициативная группа из известных российских дизайнеров и дизайн-студий решила «принять» знак рубля на основе профессионального конкурса, не дожидаясь, пока его одобрит Центробанк.
Взаимоотношения с появившимся символом были достаточно сложными, инициатива «снизу» в начале игнорировалась или воспринималась достаточно негативно Центробанком. Выбор затягивался к взаимному неудовольствию всех участников процесса. Тем не менее, этот вариант принял участие в голосовании среди прочих вариантов знака национальной валюты. Решение о включении его в официальный конкурс и последующее принятие его в качестве утвержденного и официального символа – является крайне правильным и взвешенным решением.
Во-первых, объективно «конкуренты» знака рубля не выдерживали критики как с точки зрения визуально-пластического решения, так и с точки зрения интеграции символа в наборный шрифт, что является одним из важнейших условий для коммуникаций данного знака. Несмотря на то, что принятый знак рубля критиковался некоторыми серьезными дизайнерами и шрифтовиками, он, тем не менее, является выражением консолидированной позиции профессиональных разработчиков в области графического дизайна, типографики и визуальных коммуникаций. Во-вторых, утвержденный знак уже фактически существует и используется малым и средним бизнесом и даже некоторыми государственными структурами. Его можно встретить в меню, рекламе, терминалах, интернет-магазинах и т.д. Более того, знак рубля известен в странах СНГ и уже ассоциируется с российской национальной валютой. Поэтому официальная легитимация получившего широкое распространение и популярность символа выглядит как системный шаг и признак столь редкой открытости государственного ведомства.
Следует понимать, что знак рубля нужен не для внешней аудитории и даже не для престижа или имиджа страны. В этом отношении он может быть весьма условен, так как со временем и при условии распространения станет привычным и «само собой» разумеющимся элементом (как знаки доллара, йены, фунта и т.д.). Знак национальной валюты нужен в первую очередь нам самим и рассматривать его необходимо в качестве функционального инструмента для бизнес-коммуникаций. Без него, действительно, сложно обойтись на самом обыденном операционном уровне.
Впрочем, возможно, знак рубля станет восприниматься и как новый национальный символ, станет элементом повышения доверия к государственным коммуникациям. Тем более, что само государство в лице Центробанка пошло на встречу профессиональному сообществу, выбрав в рамках проведенного конкурса, на самом деле – безальтернативный вариант, за который не стыдно и который уже эффективно работает.