Республиканцам удалось превратить множество локальных выборов в федеральную кампанию
Промежуточные выборы в США принесли ожидаемую победу республиканцам. Главная сенсация — масштаб победы. «Великая старая партия» не просто выполнила поставленную задачу и установила полный контроль над законодательной властью, сохранив большинство в Палате представителей и вернув потерянный в 2006 году Сенат. В Палате представителей победители приближаются к цифре в 250 мандатов — наибольшее республиканское доминирование с 1928 года. На выборах в Сенат демократы потеряли 7 мест, а вместе с ними и большинство. Кампании по выборам губернаторов также увеличили дистанцию между «красными» и «синими» — первые теперь обладают контролем над исполнительной властью в 31 штате из 50. При этом «красные» одержали болезненные для президентской партии победы в таких демократических штатах, как Массачусетс, Мэриленд и Иллинойс.
Можно назвать, по крайней мере, три причины для столь впечатляющих результатов победителей.
Во-первых, в пользу республиканцев сыграло количество и качественный состав голосовавших. На промежуточных выборах явка, как правило, не только ниже, чем на всеобщих выборах, когда Конгресс и президент избираются одновременно. В выборах участвует меньше представителей молодежи младше 30, меньше женщин, меньше меньшинств, меньше состоятельных граждан. Но, напротив, больше мужчин, больше возрастных избирателей (наибольший вес в явке — порядка 45% - люди от 45 до 64 лет), больше жителей пригородов (52% в совокупной явке) больше состоятельных (64% имеют годовой доход от 50 тысяч и выше) избирателей. Последние категории — ядро электората республиканской партии.
Во-вторых, республиканцам удалось превратить множество локальных выборов в федеральную кампанию. Им не только удалось провести месседж, что «красное» большинство в Сенате будет благом для Америки. Стратеги «великой старой партии» сфокусировали повестку на политике и фигуре непопулярного президента Барака Обамы. Согласно последним опросам Гэллапа, рейтинг одобрения у Обамы составляет 42%. За последние годы в аналогичный период президентства меньше было только у Джорджа Буша-младшего — 38% и Гарри Трумэна — 39%. В то же время у Рейгана было 63%, а у Клинтона — 66%. Согласно данным экзит-поллов, 60% процентов избирателей, пришедших на участки для голосования, не одобряли политику действующего главы Белого дома, а голосовать лично против президента пришло 33% избирателей. Предвыборная реклама целенаправленно работала с электоратом, недовольным текущей политикой. А ящики граждан засыпались листовками с улыбающимся президентом, который радовался тому, что адресант еще не принял участия в голосовании. При этом наибольше недовольство избирателей вызвала главное, по мнению демократов, достижение президентства Обамы — реформа здравоохранения (порядка 50%).
В-третьих, в ситуации превращения местных выборов в федеральные оказалось, что у демократов нечего предложить избирателю. Они не смогли сформулировать альтернативный «фокус». Попытки играть в культурные войны и строить кампании вокруг тем, сыгравших на президентских выборах 2012 года — «война против женщин» и однополые браки, потерпели оглушительное фиаско. Республиканцы умело уворачивались от них, а обращение к ним демократов вызывало, если не усмешку, то раздражение.
Что означают выборы для будущего? Во-первых, выборы в Конгресс изменили политическую динамику, но они ничего не говорят об исходе президентских выборов 2016 года. С начала двадцатого века президентская партия, терпевшая поражение на промежуточных выборах, в половине случаев проигрывала будущие выборы президента, а в половине — побеждала. Так что шансы, что будущий президент республиканец — пока 50 на 50. У демократов сейчас есть явный фаворит — Хиллари Клинтон. На момент выборов 2016 года ей будет 68 лет. Для американской политики возраст выше среднего, но приемлемый. У республиканцев явного фаворита нет. Ни один из предполагаемых претендентов не имеет рейтинга, приближающегося к 20% по сравнению другими. В голосовании один на один Клинтон выигрывает у каждого, опять-таки пока.
Во-вторых, республиканцы получают преимущество при нарезке избирательных округов, что имеет значение только для выборов на уровне штатов и будущих выборов в Конгресс.
В-третьих, выборы точно не повлияют на улучшение российско-американских отношений. Их итоги больше значат для риторики, нежели практики российско-американских отношений на нынешнем этапе их развития. И слова в данном случае вряд ли окажут большое влияния на дела. Антироссийской риторики будет больше, и она будет жестче. С другой стороны, республиканцы получат контроль над комитетами в Сенате и будут формировать законодательную повестку, согласовывать профильных кандидатов на должности. А значит — неприятные для России решения, например, по Украине, могут выйти на рассмотрение Конгресса. Будущее российско-американских отношений будет зависеть от того, кто займет Белый дом в 2016 году. Однако вряд ли этот претендент — будь он демократ или республиканец — будет дружественно настроен к России.
Наконец, в-четвертых, жизнь Барака Обамы теперь будет испорчена окончательно. Скорее всего, внутренняя повестка демократов больше не имеет никаких шансов. А это означает, что Обама будет склонен обращать внимание на решение международных проблем, что бы хоть как-то скрасить впечатление о своем малоуспешном президентстве.