Системные либералы и, тем более руководство НИУ ВШЭ – это не подрывные агенты, которые реально хотят что-то сорвать
С одной стороны, я сам – преподаватель Московского университета, с другой – у меня хорошие отношения с Ярославом Ивановичем Кузьминовым. Я знаю, что это человек в высшей степени лояльный политически. Я прекрасно знаю это из личного общения с ним. Никакой криптооппозиционности у него нет, ему это чуждо, и это совершенно очевидный факт. Вся проблема в том, то Высшая школа экономики включает в себя либеральную среду, а либеральная среда – она такая, какая есть, и тут уже ничего не сделаешь.
Это проблема ниши и среды, а не убеждений руководителей вуза. Значительная часть этой среды ориентирована с одной стороны экономически либерально, с другой – критически по отношению к власти. Приходится это учитывать. У них есть свои позиции по поводу реформы образования, которые я не очень разделяю. Однако именно эти люди ответственны за многие из шагов, которые были предприняты. В какой-то степени их взгляд совпадает с позицией Министерства образования, в какой-то – отличен от нее.
Важно иметь в виду следующее. Значительная часть этой либеральной среды оппозиционна, но не вся. Я встречал людей из НИУ ВШЭ, которые, несмотря на наличие либеральных убеждений, в первую очередь в том, что касается экономики, политически не относили себя, условно, к «фронде», по крайней мере, в том, виде, в котором она представлена целым рядом известных политиков.
Хотя Евгений Григорьевич Ясин – достаточно яркий представитель либерально-критического направления. Если не ошибаюсь, он занимает должность научного руководителя этого вуза. То есть это не проблема какой-то партии, занимающей определенные позиции, а скорее проблема сегмента. Этих людей еще называют системными либералами. Это люди, которые лояльны власти, но при этом представляют определенную экономическую идеологию, определенное элитарное мировоззрение, ориентированное на интеграцию России в мировую модель, на соответствие тем экономическим идеологиям, которые могут представлять собой мэйнстрим в сегодняшнем мире. Я не уверен, честно говоря, что российская цивилизация может соответствовать именно этому направлению и идти этим путем, но, тем не менее, системные либералы и, тем более руководство НИУ ВШЭ – это не какие-то подрывные агенты, которые реально хотят что-то сорвать. С таким утверждением я бы не согласился.
Кроме того, многие интеллектуалы из лагеря лоялистов работают в НИУ ВШЭ.
Да, тот же Олег Матвейчев. Собственно, меня самого приглашали туда работать. Просто я как человек верный МГУ и Философскому факультету, где я учился, предпочел остаться в стенах alma mater. Но декан Философского факультета НИУ ВШЭ Алексей Михайлович Руткевич, который меня туда звал – замечательный человек, прекрасный специалист. Все читали его книги по психоанализу и по консерватизму. Кстати, он консерватор по убеждениям. Как и Виталий Куренной – тоже мой хороший знакомый и очень порядочный человек. Конечно, есть и люди других убеждений. Но я бы не сказал, что в лице Высшей школы экономики мы имеем дело с каким-то штабом оппозиционных сил. Хотя там есть люди оппозиционных убеждений, как и в МГУ, собственно.