Многие европейские граждане считают, что выборы Европарламента не столь важны
Не первые выборы в Европарламент, когда позиции усиливают евроскептики и националисты. На ваш взгляд, можно ли говорить о тенденции?
Это тенденция, вы правильно сказали, что это не первые выборы, на которых евроскептики удачно выступают. Правда, в этом случае они, конечно, особенно хороших результатов добились. Полагаю, что сказалась совокупность факторов.
Во-первых, это последствия некоторого ухудшения ситуации в ЕС. Да, сейчас еврозона выходит из кризиса, и было бы справедливо ожидать таких результатов (рост представительности евроскептиков – ред.) в 2009 году. Но, тем не менее, их результаты усилились именно сейчас.
Во-вторых, такие результаты связаны с тем, что выборы в Европарламент – это традиционно протестное голосование. То есть часто голосуют за те партии, за которые на национальных выборах голосовать не стали бы. Дело в том, что многие европейские граждане считают, что выборы Европарламента не столь важны, он не столь сильно влияют на их жизнь, результаты не всегда видны. Хотя в этот раз впервые от выборов Европарламента будет зависеть назначение председателя Еврокомиссии.
Как можно объяснить, что, например, в Германии, чьи граждане традиционно жалуются на то, что им приходится содержать беднейшие страны ЕС, обделили вниманием своих националистов и евроскептиков?
Многое зависит от национальной политики, от проблем, которые происходят на национальном уровне. Как ни странно, но именно в странах меньше остальных пострадавших от кризиса, избиратели в этот раз голосовали против центристских партий и поддерживали некоторые, несистемные партии. Вот там националисты получили особенную поддержку. Например, в Бельгии националисты получили поддержку, несмотря на то, что эта страна особенно близка Евросоюзу. Там сказалась поддержка сепаратистских партий, которые имеют, в том числе, евроскептический элемент.
Кроме того, во многих странах голосование на выборах Европарламента было своего рода проверкой на поддержку правительства. В той же Германии во многом считается, что это голосование было проверкой доверия Ангеле Меркель. И она это голосование выдержала. А во Франции как раз-таки центристские партии продемонстрировали, что население им не доверяет. Люди готовы голосовать за «Национальный фронт», но не за голлистов или социалистов. Это системная проблема правых партий во Франции, которые уже на прошлых [региональных] выборах понесли сокрушительное поражение.