Для нас принцип непротивления злу - ударили по левой щеке, подставь правую – не подходит
Как вы оцениваете новые санкции Запада против России?
Это не санкции никакие. Вот, например, есть Иран, который является членом ООН, подписывался под уставом ООН, где в 7 главе четко написано, за какие действия предполагаются санкции. Это называется санкциями. Мы с США или ЕС не договаривались о каких-то дополнительных запретах, поэтому в данном случае вообще говорить о санкциях некорректно, потому что получается, что мы как бы признаем, что что-то нарушили. Кроме того, Россия шестая по объему ВВП страна в мире, и вводить против нее какие-то экономические ограничения – очень непродуманный шаг, который отразится на самих инициаторах этих ограничений.
Должна ли Россия реагировать?
Россия сейчас позиционирует себя как один из полюсов многополюсного мира. Для нас принцип непротивления злу - ударили по левой щеке, подставь правую – не подходит. Мы должны ответить.
Мы уже приняли ограничительные меры, направленные на фермерство – массовый сегмент. Это было сделано, чтобы дать понять, что так просто бить нас не получится.
Сейчас обсуждают возможные ограничения на ввоз продукции легкой промышленности, автомобилей. Также премьер Медведев говорил о возможном закрытии транспортного воздушного коридора – это, я думаю, будет крайне неприятным для европейских компаний. Дело в том, что товарооборот и экономические связи Европы с Японией, юго-восточной Азией проходят по самому короткому пути, через Россию. Это могло бы стать очень серьезным ответным ударом. Многие европейские транспортные авиакомпании могут перестать существовать. Болезненно это будет и для бизнеса: усложнятся и подорожают деловые перелеты.
Все это может быть достаточно эффективным с точки зрения борьбы, противостояния, но, конечно, все это в совокупности плохой знак для нашей экономики. И без этих санкций прогнозы развития отечественной экономики не самые бодрые.