Победить в одномандатном округе гораздо проще, чем преодолеть пусть и невысокий процентный барьер на уровне всего города
Москва – крупная агломерация, имеющая сложный социально-демографический, социально-профессиональный и политико-идеологический состав населения. Не менее сложен и состав элиты. В городе сложилось сложносоставленное гражданское общество, которое структурировано в том числе территориально. Это подтвердили результаты выборов мэра Москвы, которые разнились в зависимости от территории.
Можно говорить о сложной политической географии города, в рамках которой сложились точки притяжения гражданского актива, что связано с рядом факторов. Прежде всего, с распределением городской инфраструктуры. В районах города много мест, где общественность может собраться. Складывается традиция обсуждения на местах. Жизнь людей вообще в основном протекает в районах, где инфраструктура на достойном уровне и выезжать в центр жителям совсем необязательно. Таким образом, складывается территориальная идентичность.
В то же время партийная структура в Москве не так сложна и не отражает в должной степени гражданское общество и городскую элиту. Партий, во-первых, значительно меньше, чем идеологических течений и групп интересов. К тому же не у всех новых партий есть связь с местным гражданским обществом. Работу с городским активом ведет очень небольшое число политических партий, что обедняет политический спектр относительно реальной жизни города. Таким образом, при смешанной системе даже при низком барьере в Мосгордуму могут попасть только несколько партий из числа старых парламентских плюс, возможно, «Гражданская платформа» или «Яблоко». Другим партиям рассчитывать всерьез на мандат не приходится. Изменить эту ситуацию сложно – территория Москвы густонаселена, а избирательная кампания достаточно дорога. Поэтому только партии-тяжеловесы могут рассчитывать на серьезный результат. Это сильно ограничивает возможности новых политических сил и локальных гражданских сообществ, которые не имеют связи с депутатами. В итоге выборы по спискам могут вылиться в медийную борьбу брендов. Кроме того, возникает риск радикализации кампании, поскольку новым силамв борьбе с тяжеловесами выгодно использовать радикальную риторику, чтобы привлечь к себе внимание. Обсуждать городские проблемы им не с руки, поскольку в таком случае новые силы могут просто не заметить.
Очень важный момент заключается в том, что в условиях смешанной системы одномандатные округа в Москве получаются укрупненными и соответственно избранные от них депутаты слабо представляют население округа. Если депутат избирается от сотен тысяч человек, то просто физически не сможет работать с населением напрямую. К тому же чтобы избраться в таком крупном округе нужен большой бюджет. Поэтому шансов у новых лиц, не имеющих подпитки со стороны бизнес-структур или партийных машин, крайне малы. Все это в совокупности ограничивает возможность прихода новых людей, снижает шансы на адекватное представительство гражданского актива и главное не позволяет сформировать представительный состав Думы, который имел бы связь с избирателями.
Мажоритарная система позволяет снять часть этих проблем и приблизить депутатов к городским локальным сообществам. Зная специфику деятельности депутатов-одномандатников, могу сказать, что они будут должны держать связь со всем спектром общественных сил на своей территории. В результате возникнет взаимодействие на постоянной основе депутатского корпуса с гражданским обществом. Плюс появляется вероятность избрания новых людей и возможность представительства для небольших партий. Победить в одномандатном округе гораздо проще, чем преодолеть пусть и невысокий процентный барьер на уровне всего города. Это разные по масштабам и затратам задачи. У партий, которые находились на грани преодоления барьера, появится возможность сконцентрироваться на тех районах, где они будут иметь наибольшие шансы. Для этого им достаточно посмотреть на электоральную географию по итогам мэрских выборов.
В любом случае важно, чтобы было установлено адекватное число депутатских мандатов. Количество избирателей в округе должно давать возможность депутату вести работу с гражданским обществом и вести прием избирателей. Над «весом мандата» нужно подумать. Цифра в 35 депутатов в Мосгордуме явно недостаточна. Депутат тогда получается слишком большим начальником и у избирателей складывается впечатление, что депутат не хочет их замечать. Если количество депутатов будет установлено на уровне в 45 депутатов, то это будет приемлемо для Москвы, ведь не стоит забывать, что представительный орган должен быть достаточно компактным для эффективной работы.