Как нормальный обыватель должен относиться к прогнозу о появлении в скоро будущем возможности заключения брака с роботом?
Есть образ будущего для страны, и есть образ будущего индивидуальный. Есть образ будущего как проект, и есть образ будущего как прогноз. Если размышлять в пределах этих дихотомий, то проект будущего – инструмент формирования общей идентичности. В его действенность в современных условиях я не верю и больше склоняюсь к тому, что мы идем к образованию в рамках одной страны нескольких с точки зрения социокультурных типов.
А вот то, что у нас нет образа будущего как прогноза – ужасно. Это приводит к укорененности в настоящем, транслируется на жизненные стратегии людей в рамках индивидуальных образов будущего.
Вопрос о расширении горизонта планирования мы поднимаем с конца 90-х. Общество неустойчиво, мыслит короткими временными отрезками. В известной степени это оправданно. В последние годы контекст изменяется постоянно и стремительно. Любой долгосрочный прогноз проваливается. Современный россиянин не может прогнозировать свою жизнь на 20-30 лет как советский человек. Он скорее должен думать о том, что в течение жизни придется два-три раза поменять профессию, не говоря уже о свадьбах и разводах. Происходит постоянная смена статусов и даже пакетов идентичности. Получается, что в условиях отсутствия прогноза работают только адаптационные стратегии.
Как нормальный обыватель должен относиться к прогнозу о появлении в скором будущем возможности заключения брака с роботом? У нас нет сегодня актуальной научной фантастики, нет того фона на котором выстраивались бы индивидуальные образы будущего. Но, повторюсь, сам опыт подсказывает современному россиянину, что ничего нельзя планировать: два-три года - и все поменялось.
Социализация нынешних молодых людей происходила в постоянно меняющихся условиях, с чего у них должна возникнуть потребность прогнозировать в долгую? Тех же самых фрилансеров можно рассматривать как ответ социальной природы на постоянно изменяющийся контекст. Мы, люди с длинными жизненными стратегиями, вымрем как динозавры. Современный человек должен быть готов к постоянной смене коротких стратегий. Его длинная стратегия и заключается в постоянной адаптации и выстраивании планов на тот обозримый период времени, в который он может воспринять предстоящие возможности.
2045 год – точка сингулярности, когда число роботов или киборгов сравняется. Все предпосылки для этого есть. Может ли нормальный человек выстраивать свою жизненную стратегию, исходя из понимания этого тезиса? Я думаю, что нет. Поэтому планирование на короткие промежутки позволяет человеку выживать.