Одно дело — красивые декларации, другое — реальная политика
Можно ли сравнивать люстрации в прибалтийских странах с тем, что предстоит Украине?
В силу того, что население прибалтийских республик невелико и относительно слабо было затронуто советизацией, там люстрация принесла определенный результат. Там до сих пор в отношении действующих политиков периодически звучат обвинения в сотрудничестве с сотрудниками КГБ. О каком результате идет речь: органы власти, политические структуры были очищены от людей, имевших богатый опыт работы в советских партийных органах. Но взамен вот этой старой партийной элиты в политическую и управленческую среду была инкорпорирована новая элита, в том числе, граждане США и Канады, которые и теперь занимают значительный процент в структуре прибалтийской политической элиты. То есть поменяли один эшелон управленцев на другой. То есть целью было не только очистить элиту, но и создать элиту, управляемую из стран Запада.
Так что одно дело — красивые декларации, другое — реальная политика. Реальная политика заключалась в установлении в руководстве прибалтийских стран людей, которые имеют гражданство западных стран или иные связи с ними.
Украина и Прибалтика совершенно разные миры. Во-первых, Украина по численности десятикратно превосходит все прибалтийские страны вместе взятые. Соответственно проводить люстрацию в этой стране значительно сложнее. Во-вторых, Украина и даже ее западные регионы, такие как Галичина, были гораздо глубже инкорпорированы в структуру советской модели, и многие представители украинской элиты, включая националистов, имеют весьма сомнительные контакты с советскими комсомольскими, партийными органами, органами госбезопасности. Например, и Ирина Фарион и Олег Тягнибок были достаточно заметными представителями комсомольской номенклатуры.
Поэтому я с большим сомнение и скепсисом отношусь к перспективам люстрации на Украине. По всей видимости, это делается в преддверие выборов, под давлением улиц, Майдана, который действительно хотел бы видеть очищение власти от остатков советских структур или связей с «Партией регионов». Но на практике это неосуществимо, потому что вся украинская псеводоэлита связана либо с советской системой, либо с «Партией регионов», включая президента Порошенко, который имел тесные контакты с «регионалами». Под предлогом люстрации нынешняя власть может разве что избавиться от своих конкурентов, в том числе, в бизнесе, ради получения ресурсов. Но реально никто ничего революционно менять не хочет, потому что никакой революции на Украине не было.
Есть только симптомы революции на Украине, а то, что произошло в феврале — это верхушечный переворот. Толпа была инструментом, но не главным актором переворота.
В какой форме может протекать люстрация на Украине, если допустить, что там произойдет реальная революция?
На Украине бархатная революция уже невозможна. Мы видели Майдан-1, Майдан-2, Майдан-3 будет не повторением мягкого прибалтийского варианта, а повторение гайдаматчины, хмельнитчины, то есть не что иное, как жестокая резня по религиозному, этническому признаку. Это будет реальная власть толпы