В случае с Акуниным сказывается классовое сознание: своих превозносят, а если ты не свой, то тебя пытаются заставить молчать
Вы отказались участвовать в заседании Российского литературного собрания, сославшись на нежелание делиться вашим символическим капиталом с высшими должностными лицами. Борис Акунин также отказался от встречи с первым лицом по принципиальным соображениям. Как вы оцениваете мотивацию Акунина?
Неожиданно возникший массовый протест 2011 года соблазнил целый ряд оппортунистов: Акунин, Быков, Илья Пономарев, Гудков, Собчак. Всех этих людей я считаю безоговорочными оппортунистами. Вся эта публика без протестных биографий, без историй, внезапно появившаяся. Единственное, что их объединяло – желание сделать политическую карьеру. Сейчас большинство из них отошли. Одни были вынуждены отойти как Илья Пономарев или Гудков, Собчак – по своим причинам. Это такие стыдные ребята, которые за всю свою жизнь никогда не были замешаны ни в каких оппозиционных деяниях. У нас странная страна, которая звезд шоу-бизнеса, журналистов охотно принимает за политических лидеров. Но тогда получается, что не нужно иметь ничего, никаких заслуг. Не нужно иметь за плечами никакой борьбы, никаких страданий, ничем не надо пожертвовать. Любая более-менее заметная медийная фигура становится «политическим лидером». Это, конечно, абсурдно и глупо.
То есть позиция Акунина вам кажется лицемерной?
Мне не кажется, я абсолютно убежден в этом. У меня свыше 250 людей прошли через тюрьмы и лагеря за годы правления Владимира Владимировича Путина – что мне мешает отказаться? Я вижу перед собой человека, который ничем не пожертвовал. Президент не карает таких людей как Акунин. Никто даже и не думает: не тиражи у него не сократились, ничего.
Что вы думаете об Акунине как литераторе?
В любой стране автор детективов знает свое место. Он является нормальным литератором третьего ряда. Мы знаем кумиров прошлого, людей типа Жана Жене, прославленных людей, которые прожили тяжелую и странную жизнь и написали странные книги. А здесь – автор стилизованных детективов. К этому нужно относиться очень сдержанно. Это чисто русский феномен. Мне есть с чем сравнивать, я прожил 20 лет за границами России, из них 14 лет во Франции. То есть я человек во всех этих вещах понимающий.
В данном случае беллетрист почему-то воспринимается как серьезный писатель?
Да никем он не воспринимается. Такое впечатление создается из-за того, что большая часть наших СМИ забиты исключительно либералами. Здесь сказывается классовое сознание: своих превозносят, а если ты не свой, то тебя пытаются заставить молчать или как-то еще слить. Вот если ты ультралиберал и поклоняешься определенным ценностям, будь они даже враждебны ценностям всего народа, как бы напыщенно это не звучало – тебе уделяют куда больше внимания. К такому человеку как Акунин это относится в полной мере.
Или вот феномен такого человека как Кац. Феномен «Координационного совета» вообще. Он обнажает очень многие истины.