Доверие личностям преобладает над доверием к институтам
Как вы полагаете, заслуженно ли в рейтинге ФРГО Санкт-Петербург оказался одним из лидеров роста по социальному самочувствию?
Главным основанием для того, что это можно считать относительно достоверным – отсутствие шокирующих или плохих новостей. В этом плане в городе в последний год не было никакого социально-политического конфликта, аналогичного тому, что в свое время разгорелся вокруг строительства небоскреба «Газпрома». Второе – пришедшее правительство Георгия Полтавченко притормозило практически все крупные проекты. Не считая застройки малоинтересных жилых кварталов, ушел Орловский тоннель, ушли другие проекты, рассчитанные на крупное финансирование и способные при этом консолидировать протестные настроения.
Кроме того, так или иначе, все связанное с инфляцией и потребительской корзиной оказалось лучше, чем ожидалось.
Единственная проблема, которая так или иначе присутствует, относится к числу общероссийских. Речь о низком уровне институционального доверия. Доверие личностям преобладает над доверием к институтам. Это то, что для России и для Петербурга, в частности, представляет основную угрозу. В 2015 году вполне возможны выборы [губернатора]. Они при наличии ряда достаточно заметных оппозиционных фигур могут породить рост напряженности.
В ФРГО говорят, что исследование проводилось до скандала, связанного со слухами вокруг якобы готовящейся отставки Полтавченко. Если бы этот эпизод попал в исследование, как вы полагаете, он отразился бы на рейтинге социального самочувствия Северной столицы?
Нет. Это повлиять не могло. Эта новость была опровергнута в течение нескольких часов и никакого особого впечатления ни на депутатов Законодательного собрания, ни на городских лидеров мнений не произвела.