Мы входим в новый календарный год с надеждой на создание собственной, независимой культурной направляющей
В 2013 году произошло «тектоническое смещение плиты» отечественной культуры. Подобно масштабным геологическим процессам, явления культурного порядка имеют длительную протяженность, инертность, и последствия поворота, который произошел в ушедшем году, будут влиять на будущее. Впервые за несколько последних десятилетий государство осознало важность культурной самоидентификации нашей территории. До этого современное искусство не было обласкано вниманием власти. Но рано или поздно приходится осознавать, что с художниками как с армией: или «кормишь» свою, или чужую. Радикальный акционизм стал тому доказательством.
Итак, что же случилось в минувшем году.
Состоялось несколько важных открытий фундаментальных проектов в сфере культуры. Открылась новая сцена Мариинского театра. Как бы кто ни относился к архитектуре этой постройки, сам факт строительства такого современного и масштабного объекта культурной инфраструктуры – это событие. Также начал активно функционировать проект «Эрмитаж 20/21». Это огромный комплекс, предназначенный для презентации современного искусства и целого ряда программ. Наконец петербургская публика получила возможность вживую знакомиться с мировыми звездами актуального искусства. Также принято решение о проведении в наступившем году, на базе этого проекта, европейской биеннале современного искусства «Манифеста».
Ряд мер и высказываний государственных политиков однозначно указывает на желание создать собственную доктрину современной культуры, отличную от англосаксонской. Важным событием стало увольнение открытого «западника» Марата Гельмана с поста директора Пермского музея. Также на это указывает публичная критика министром культуры Московской биеннале современного искусства.
Желание избавиться от культурной оккупации также неожиданно проявило себя «снизу». Самым громким событием ярмарки Арт-Москва стал кураторский проект Леонида Ротаря, «Новый Российский реализм», одной из задач которого было показать неуместность навязывания нам комплекса вины за «неправильный» путь развития визуального искусства в советские годы. В поисках Российского стиля в фотографии проявили себя авторы школы «Родина», основанной Игорем Старковым. В Петербурге прошла выставка художников движения «Новая Эстетика», целью которой был поиск позитивистских основ для новой идеологии.
Таким образом, мы входим в новый календарный год с надеждой на создание собственной, независимой культурной направляющей.