Ключевые описания пресс-конференции Путина — умеренность и спокойствие. Ну и трижды произнесенный призыв, что надо работать
Каков основной посыл выступления Путина?
Основной месседж Путина заключается в том, что все в нашей стране в целом нормально. Несмотря на то, что есть ухудшение экономической конъюнктуры, причин для паники, для уныния и для того, чтобы метаться во внутренней или внешней политике, нет. Говоря об этом, Путин четко дает понять, что основная политическая линия не изменится. И в этом плане наиболее важеным был вопрос про Крым, который задал корреспондент «Первого канала».
Путин дает понять, что нынешняя экономическая ситуация — это не расплата за Крым. Путин не говорит прямо, но напоминает, что вообще-то нагнетание обстановки и сгущение туч наблюдалось задолго до Крыма и даже Олимпиады. Ухудшение отношения к нам за рубежом началось отнюдь не в марте 2014 года, по меньшей мере, в 2012 году.
Да, многие пытаются подвесить на хвост проблемы крымскую тематику и тем самым дискредитировать действия России и президента. Они понимают, что условный отказ от Крыма поставил бы крест на легитимности любой российской власти. Иными словами, понимая, что негатив по отношению к нам появился, когда еще никто и не думал о том, что Крым войдет в состав России, крымскую тематику все равно делают тараном, который должен расшатывать власть. При этом еще и грозят санкциями, подмигивая представителям элиты, подсказывая им плюсы дворцового переворота. Путин однозначно понимает, что все это не с потолка взялось. Он дает понять обществу, что угрозы никто не игнорирует.
В свою очередь, элита должна знать, что за ней следят. А общество должно твердо понимать, что Крым наш не потому, что мы страна-агрессор, а потому что жители полуострова захотели жить с нами. Именно поэтому мы платим не за Крым, а за нашу самостоятельность и наш суверенитет.
В период геополитического кризиса вокруг Путина, помимо умеренного лояльного большинства, сформировались также и немногочисленные группы поддержки, состоящие из радикалов разного спектра. С одной стороны, маргиналы, которые требуют от президента мобилизации, запрета валюты и прочих ограничений, с другой — радикальные либералы, которые хотят от Путина отказа от всех политических достижений, Крыма, суверенитета и пр., лишь бы отменить санкции. С какими мыслями вот эти люди смотрели пресс-конференцию Путина?
Безусловно, обе радикальные стороны — и маргиналы слева, и маргиналы справа — были разочарованы. В ходе пресс-конференции Путин не стучал ботинком по трибуне, не объявлял начало охоты на ведьм, не грозил ввести войска в Вашингтон, с другой стороны, он не говорили, что мы будет лобызаться с Западом в десны, не обещал отдать США наше ядерное оружие, чтобы только нас не трогали. Так что, конечно, какие-то группы остались недовольны тем, что он сказал.
Мне представляется, что наиболее правильные слова, которыми можно описать эту пресс-конференцию, — это умеренность и спокойствие. Эти две характеристики реально важны и для Путина, и для страны. Ну и, конечно, трижды произнесенный президентом призыв, что надо работать.