На месте той программы Навального, которую он представил, могла появиться любая другая
Как Вам программа Навального?
В.Милов: Я давно знаю Навального, слежу за его деятельностью. Его программа не является результатом каких-то его взглядов на то, что нужно делать в городе, просто потому, что у него этих взглядов нет. Если проследить различные интервью и выступления Навального, то видно, что он абсолютно всегда на вопрос о программе действий отвечает односложными популистскими лозунгами, мол моя программа – это борьба с коррупцией, а все остальное мне напишут яйцеголовые люди типа Гуриева. Это не царское дело - ковыряться в этом всем.
Я знаю таких людей, таких политиков. Мне с ними все понятно. То, что Навальному какие-то люди написали программу, меня не удивляет, потому что у него своего экспертного багажа нет. Ровно из-за этого у него проблема с рейтингом: известность растет, а рейтинг - нет. Мэрский рейтинг у него очень маленький.
Его в течение уже нескольких лет практически ежедневно раскручивают такие СМИ, как телеканал «Дождь» и радиостанция «Эхо Москвы», у каждого из которых ежедневная аудитория более двух миллионов человек. То есть, говорить об информационной блокаде кандидата Навального просто нельзя, да и известность у него большая, это видно по опросам. Но люди видят, что человек профессиональным багажом не обладает.
Поэтому я так скажу: на месте той программы Навального, которую он представил, могла появиться любая другая. Это зависит от того, какие пишущие ее люди вокруг него оказались бы в тот момент.
Например, тот же Сергей Митрохин или я – мы люди, за которыми уже очень давно вьется определенный шлейф выступлений, текстов, действий, акций. Можно составить представление, за какие профессиональные вещи мы выступаем, почему именно за эти и против других. У Навального система взглядов на разные проблемы просто отсутствует, у него все очень просто: власть местному самоуправлению, жуликов и воров под суд. Вот и все.
Если представить, что он станет мэром, у него все это десять раз еще поменяется. Мы такие стратегические метания видели у него по ходу последних лет, когда он активно занялся политической деятельностью. Его программа – это такая ширмочка, вакуум.
По данным социологов, в Москве одна из самых болезненных тем для людей – это коррупция. Даже, может быть, не с практической точки зрения, а с эстетической. Много образованных людей, которым это явление противно. Разве на этой тема Навальный не может сделать себе платформу поддержки?
В.Милов: По коррупции очень сложная социально-психологическая картина. С одной стороны, действительно людей эта тема очень беспокоит. Сдругой – коррупция предполагает три типа отношения к ней. Первый – коррупция была всегда, и ничего поделать с ней не удастся.
Это очень распространенный взгляд: это плохо, но неизбежно. Как снег зимой. Так что людей еще нужно долго убеждать, чтобы объяснить, что коррупцию можно победить. Например, у нашей партии есть подробная программа борьбы с коррупцией, она наполнена конкретными мерами. Это и природа работы на госслужбе, борьбы с конфликтами интересов и так далее. Это тяжелая инструментальная проблема.
Второй тип отношения к коррупции: тот, кто критикует коррупционеров, сам хочет занять их место, чтобы воровать. Есть убеждение, что все политики продажны и делают все только, чтобы дорваться до кормушки. Так что если какой-то политик не предлагает какие-то конкретные меры, а лишь кричит, что кругом воры-воры, это играет ему не на пользу, а, скорее, наоборот. У людей это зачастую вызывает ощущение, что раз человек так много концентрируется на этом, а больше сказать ему нечего, то он идет во власть не для того, чтобы управлять, а чтобы самому сесть на эту кормушку.
Я с этим часто сталкивался. Например, я достаточно много работал с Борисом Немцовым. Вот у него идея фикс: нужно как можно больше говорить, как власть ворует, и люди его поддержат. Но проходит много лет, и этого так и не происходит, потому что, психологически, это выдает в человеке подсознательное желание этим заниматься самому. Очень важно убеждать людей, что человек идет решать конкретные проблемы и объяснять, как он это собирается делать.
Третий тип – смешанное отношение к коррупции. К коррупции у людей в целом негативное отношение, понимание, что она является серьезной проблемой. Но параллельно многие люди считают коррупцию так же и средством решения проблем. Например, нет возможности устроить ребенка в детский садик из-за дефицита мест, но даешь взятку - и проблема решена. Человеку-то важно, чтобы его ребенок в сад ходил, а по сравнению с этим морально-этические проблемы отходят на второй план.
Коррупция это более сложное явление, чем показывает вся эта лозунговщина.
Есть и другие сложные темы. Например, ЖКХ. Везде, всегда она в приоритете у населения, но не было ни одного случая, чтобы какие-то политики выигрывали, педалируя исключительно эту тему. Она фоново важная, но инструментов превратить ее в победную технологию - нет. Так же и с коррупцией: говорят о ней все, но использовать эту тему сложно.
Многие говорят, что у Навального есть проблема аудитории. Он сосредоточен на привычной интернет-аудитории. Перед выборами ему удается как-то расширять ее?
В.Милов: У Навального огромная аудитория за пределами интернета. Интернет – это фон его работы. Если зайти на «Эхо Москвы» или «Дождь», то в разных материалах на первой странице Навальный упоминается раз по 5-6. Везде висит его физиономия.
Это неправильный взгляд на ситуацию, что якобы у Навального нет доступа к СМИ. У него не просто есть доступ к СМИ, а доступ к огромной аудитории.
Посмотрите по Gallup Media, аудитория этих СМИ миллионная. И эти СМИ ежедневно занимаются промывкой мозгов по поводу Навального. Это началось не позже, чем три года назад, когда он обнародовал «слив» по Восточному нефтепроводу. С тех пор он каждый день с огромной аудиторией, которая к нему относится исключительно благожелательно, некритично, практически не допуская негативную информацию о нем.
Конечно, федеральные СМИ его ругают, но аудитория иных СМИ, которые его хвалят, в совокупности огромна.
А то, что он до сих пор не воспользовался этим, чтобы создать себе популярность, - это еще один повод подумать, в чем причина того, что «самолет не долетает».