В Первой лиге - не более 15 партий, а остальные организации в более отдаленной перспективе прекратят свое существование в качестве партий
В докладе ваш Фонд дал обоснование необходимости введения разумных ограничений для новых партий. Но об этом говорят с момент принятия закона об упрощении процедуры регистрации. Как вы считаете, почему изначально не были приняты такие меры?
Сначала нужно было посмотреть, как будет работать закон. Ведь вариантов мер регулирования достаточно много. В различных демократиях применяются разные. Необходимо было подобрать оптимальные меры именно для нашей системы.
Ограничения, которые вы предлагаете, предполагают по крайней мере испытание тремя выборными циклами. Если они будут приняты депутатами, какой бы вы рекомендовали переходный период?
Мы за возвращение парламентской льготы. Но не только для парламентских партий, но и тех, которые имеют свое представительство в региональных заксобраниях. Вторая мера, которую мы предлагаем, дать регионам право финансировать партии в соответствии с результатами выборов. Это протекционистские меры. Мы также предлагаем два типа санкций.
Первый соотносится непосредственно с результатами выборов. Если партия в течение двух лет не получила никаких результатов на выборах любого уровня, то члены оргкомитета этой партии должны подтвердить свое желание дальше участвовать в этой организации.
Вторая мера, если партия в течение трех лет не получает никаких результатов, то она автоматически переходит в разряд общественных организаций. При этом мы предлагаем постепенное расширение прав. Чтобы участвовать в региональных выборах, партия должна иметь своих представителей на муниципальном уровне, чтобы участвовать в федеральных выборах – на региональном.
Нормы, которые касаются расширения прав, нужно принимать уже после выборов 2016 года. Нужно посмотреть, как эти идеи будут восприняты в экспертном сообществе, чтобы не говорили, что меры были приняты специально, чтобы ограничить возможность участвовать в выборах в Госдуму. Кроме того, мы предлагаем вернуть такую меру как сбор подписей для участия в выборах партий, которые не имеют представителей ни в каких органах законодательной власти.
Судя по выводам, речь идет о том, что в перспективе партийная система в РФ будет по модели похожа на американскую. Как вы полагает, сколько в России будет действовать партий в перспективе 5-10-15 лет? Будет ли только две практически полностью доминирующие партии или больше?
Мы предлагаем считать не годами, а выборными циклами, потому что именно участие в выборах и результаты позволяет партиям получать финансирование и является серьезным временным промежутком, чтобы заручиться поддержкой избирателей, зафиксировать свой статус-кво.
Я думаю, что речь идет о нескольких электоральных циклах. В общей сложности у нас будет не более 5-6 партий Высшей лиги, соответственно в Первой лиге - не более 15 партий, а остальные организации в более отдаленной перспективе прекратят свое существование в качестве партий. При этом я бы не стал исключать появление новых партий.
Тут важен баланс: с одной стороны система должна оставаться открытой к новым идеям, настроениям в обществе, с другой – должны быть достаточно жесткие правила, чтобы партии исполняли свою социальную миссию, а именно участвовали в выборах с темы, чтобы обеспечить представительство разных социальных групп в органах власти.
Пока такие вещи не просматриваются, но их сложно предсказывать. Достаточно вспомнить, как появились "зеленые". В 1970-е появилась идея, в 1980-е – у них уже были свои министры, впечатляющие победы и участие в правящей коалиции. Достаточно вспомнить "Пиратскую партию" в Германии. На фоне неповоротливых политических мастодонтов из ХДС они выполняли представительские функции на уровне земель.
То есть предсказывать становление партийной системы строго по американской модели вы не станете? Не обязательно, что в России останутся только две доминирующие партии?
Не обязательно система должна быть двухпартийной. К тому же в США не 2, а 5 национальных партий: помимо Республиканской и Демократической еще либертарианская партия, партия зеленых и конституционная партия. Кроме того, я напомню, что у нас за все время выборов в Госдуму, какое бы количество партий в них не участвовало, реально серьезное представительство в Госдуме получало не более 6-7.
Когда мы рассматривали эту проблемы, мы старались оценить ее с позиции общества. Рассуждали, как должны быть сформулированы правила, чтобы именно решались задачи представительства. В маркетинге есть такая теория, которая остается доминирующей начиная с [Филиппа] Котлера и заканчивая всеми его последователями.
Речь о том, что избыточное количество альтернатив усложняет выбор. В этом смысле 50 предложений – это то же самое, что одно предложение. У людей это только вызывает чувство раздражения. Поэтому должны быть правила, которые на федеральном уровне оставят реальное количество партий, которые действительно представляют интересы больших социальных групп. К примеру, у нас социология регулярно фиксирует, что порядка 15% избирателей симпатизируют либеральным идеям.
Однако либералы никогда не имели серьезного представительства в Госдуме, кроме «Яблока» и СПС. Дело в том, что либеральных партий много и голоса размываются между ними, поэтому в Госдуме и нет такого представительства.