Трудно быть президентом

03 мая 2014 / 22:13

С кем ассоциировать себя простому отечественному зрителю? С даунами-рабами?

Этот фильм ждали очень долго. Надеялись на мессианское пришествие Германа, который объяснит всем, что у нас такое происходит и как надо поступать. Еще в 1968-м молодой режиссер получил добро на экранизацию романа Стругацких, но ввод войск в Чехословакию поставил на проекте крест. И вот, по совершенно мистическому совпадению, во время выхода уже многократно переделанного фильма в прокат, замаячило силовое (или миротворческое) решение в отношении Украины. И дело здесь не столько в том, что Герман слишком долго снимал, но что история повторяется без выводов из прошлого. Как же понять - что такое и про что «Трудно быть богом»?

Благородный дон Румата из фильма - он кто: интеллигент или представитель элиты? Прежде всего, он миротворец, желающий принести свободу в отсталый мир средневековой грязи. Сопутствующая дилемма решается просто - убиваешь, но насаждаешь порядок и даешь надежду. С кем ассоциировать себя простому отечественному зрителю? С даунами-рабами, которые всю жизнь добровольно сидят на привязи?

Недостаточно узреть параллели между внутренним миром фильма и действительностью. Для завершения «гештальта» нужно еще и себя вписать в какую-нибудь схему социальных взаимоотношений, пусть и средневековых. Вряд ли наш продвинутый соотечественник, выдержавший три часа помоев с экрана, сможет обнаружить родственную душу в Румате. Потому что герой способен вершить свою судьбу самостоятельно, нанизывая живые помехи на меч. Но россиянин даже высказаться свободно не может, без предварительного согласования и уведомления, - выходит, сюжет кинокартины точно не про него. Или, все же, про него, но закабаленного, программа действий которого сводится к ноше собственной виселицы? Где выход, или здесь про живописно изгаженный тупик?

Получается, что сценарий рассказывает про вершителей судеб, точнее, вершителя, и его взаимоотношения с окружающим темным народцем. И действительно, когда-то Герман сказал Путину прилюдно, что «самым заинтересованным зрителем должны быть Вы!». Это, разумеется, не помещает «Трудно быть богом» в бесконечный ряд произведений искусства, прямо адресованных власти, потому что картина особенная. Отличие нового фильма в том, что Путин его точно смотреть не станет. Президент, вообще, предпочитает КВН. Если, вдруг, вообразить, что Путин все же посмотрит «Трудно быть богом» и ему растолкуют все непонятные места, то он лишь укрепится в своих мыслях и поступках, истолковав сюжет таким образом, что интеллигенция поддерживает силовой вариант. Но это всё пустые грезы, потому что президент точно никогда не узрит творение Германа! Для остальных - оно бесполезно. Как написала одна зрительница после просмотра: «До этого фильма я знала, что элитарное кино не для всех. Теперь знаю, что есть элитарное кино ни для кого!!!»
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика