В Послании необходимо обозначить общенациональную идею
Следует отметить, что с большой долей вероятности Послание президента будет сдвоенным. Бюджетное послание в это году было последним, то есть экономическая, политическая и социальные части должны быть отражены в Послании ФС РФ.
Что касается политической части, необходимо отметить несколько моментов, которые являются системообразующими, и по которым необходимо реализовать серьезные прорывы.
Первое – расширение регионального политического спектра. Последний Единый день голосования показал, что он достаточно активно растет. Речь идет и о законопроекте, связанном с увеличением до 75% доли одномандатников при выборах в региональные законодательные собрания и, соответственно, по расширению возможностей волеизъявления на выборах глав субъектов РФ. Это стратегически важные направления, которые крайне важно подчеркнуть с учетом того, что в следующем году нас ожидает как минимум несколько достаточно интересных выборов. Достаточно вспомнить выборы в Мосгордуму.
Второй вопрос, на котором имеет смысл сделать акцент – ситуация с ОНФ. Необходимо обозначить, в каком формате он будет окончательно встраиваться в политическую систему, как его деятельность будет осуществляться в регионах. Это крайне важно и для губернаторов, которые пришли недавно, и тех, кто остался на своих местах. Важно это и для того, чтобы понимать, какой формат взаимодействия с властью будет осуществляться. Плюс ко всему, на декабрь намечен съезд ОНФ и какие-то решения, на нем принятые, необходимо будет актуализировать в Послании. Тем более что регионам не хватает сигналов о том, в каком формате следует выстраивать работу с представителями ОНФ.
Что касается третьего направления, то это – борьба с коррупцией. Это крайне важный тренд. Нужно понять, как эта борьба будет продолжаться дальше. Есть две крайне важные развилки. Первая – это региональная составляющая, то есть насколько борьба эта будет ввестись в субъектах Федерации, и как избежать на региональном уровне ощущения кампанейщины, которая может сложиться, например, как в ситуации с «Оборонсервисом». Вторая развилка связана с государственным сектором. Счетная палата уже заявила, что будет его проверять, необходимо обозначить направления этой повестки и подвести какие-то предварительные итоги кампании.
В Послании также необходимо будет подвести итоги декларирования чиновниками расходов и проверки их деклараций о доходах. Первые результаты должны появиться в октябре – ноябре, но глобально подвести эти итоги было бы уместно в Послании.
С учетом того, что темой Послания будет общественное или гражданское единство, возможно, необходимо обозначить какой может быть общенациональная идея, в чем она может состоять и какие базовые проекты могут быть здесь реализованы. Причем они касаются не экономической, а именно политической составляющей. Как будут в этой связи выстраиваться отношения с внешними игроками, начиная от Европейского союза и заканчивая Китаем? Тем более что некоей определенности во внешней политике, как показал вопрос Сирии, иногда не хватает.