Россия и Казахстан, как и Минск, остаются стратегическими партнерами на постсоветском пространстве
Никакого охлаждения отношений между Москвой и Астаной не произошло. Россия и Казахстан, как и Минск, остаются стратегическими партнерами на постсоветском пространстве. Эта евразийская тройка встречалась 5-6 марта в Москве и подтвердила два важных момента: неизменность курса на евразийскую интеграцию и словами Лукашенко было сказано о том, что сроки подписания договора о старте евразийского союза остаются прежними. То, что это подтвердил Лукашенко, особенно ценно, т.к. он наиболее проблемный партнер в этой тройке.
Тандем Москва-Астана является стержневым. Назарбаев является идеологом евразийской интеграции, т.к. именно он еще 20 лет назад выступил с этой идеей, опередившей время. Его речь должна была бы повториться 11 марта в МГУ, но поскольку он приезжал в Москву раньше, 5-6 марта, а события развиваются слишком быстро, повторять его приезд не было никакого смысла.
Нет и никакой нервозности между Россией и Астаной. Между нашими странами действует договор о дружбе, и Россия никоим образом не притязает на территорию Северного Казахстана. А скандальное заявление Жириновского о необходимости создания среднеазиатского федерального округа России, которое так эпатировало элиты, было смикшировано. Он выступил с более прогрессивной идеей убрать букву «Ы» из русского алфавита. По идее, одна эпатажная идея должна заменить другу, менее удачную.
Что касается переговорной позиции, то Назарбаев действительно очень удачный посредник. Я хорошо знаком с ним лично и с его политической культурой. Это уникальный человек, который мог бы одинаково ровно разговаривать и с Востоком и с Западом, у него ровные отношения с Японией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, не надо забывать, что он стратегический партнер не только России, но и США, а это дорого стоит в данной ситуации.
Кроме того, Назарбаев не чужд элитам Украины: во-первых, там предполагались большие инвестиции Казахстана, во-вторых, мы рассматривали Украину как потенциального участника Таможенного союза.
Украина всегда была в поле зрения лидеров евразийской тройки, и ее судьба не чужда Назарбаеву. Но не в том, ключе как пишут якобы независимые украинские СМИ. Он не сторонник Евромайдана, он с пониманием относится к позиции России.
Другое дело, что Казахстан твердо стоит на позициях территориальной целостности, уважения суверенитета и неиспользовании военных принципов при разрешении конфликтов. Это принципиальная позиция независимого Казахстана. Такую позицию он занимал в случае Абхазией и Южной Осетией, такую же позицию он, вероятно, займет и в случае отделения Крыма. Но ничего страшного в этом в отношениях между Москвой и Астаной не случилось.
Есть ещё один принципиальный момент. Евразийский союз — любимое «детище» Нурсултана Назарбаева, дело всей его жизни. Сегодня в идеологической сфере Казахстане сформировалась команда убеждённых евразийцев, твердых сторонников интеграции. Её возглавляет испытанный «идеолог Акорды» Баглан Майлыбаев — высокообразованный профессионал и опытный управленец, пользующийся большим авторитетом в России. Наличие такой команды - гарантия неизменности евразийского курса Астаны.
Нужно уважать политические акценты партнеров. Тем более, что такую же позицию занял Лукашенко, сказавший, что Украину нельзя «раздербанивать». Это не значит, что он Путина поправляет, но показывает, что он отслеживает интересы своей страны. Такую же респектабельную дипломатическую позицию занимает и Назарбаев.